На проспекте Ленина в старой части города в 1976 году достраивают еще одно высотное здание – рядом с высоткой ЗЦНТИ. Это – вычислительный центр областного управления статистики. Его проект разработал архитектор Масютка. Оригинальность замысла в том, что архитектурное сооружение складывается из двух контрастных объемов – 10-этажной башни, врезающейся в двухэтажное расширенное основание.
На площади Пушкина
Кипит стройка и на площади Пушкина. Строители работают с обеих сторон издательства «Коммунар» и «Дома печати». С южной – реконструируют фасад здания типографии, а с северной – возводят здание запорожского объединения «Сельхозтехника», в котором разместится и вычислительный центр. «С окончанием строительных работ здание предстанет перед горожанами в качественно новом виде», – обещают зодчие.
Ниже «Дома быта «Юбилейный» (по поводу него сожалеют – не хватило денег, а то мог бы быть в два раза выше) уже в следующем году обещают сдать в эксплуатацию оригинальное здание запорожского филиала института Укргорстройпроекта. «Оно станет достойным украшением нашего главного проспекта», – пишет пресса о будущем офисе запорожских проектировщиков. А через дорогу тоже стоит башенный кран – возводится девятиэтажное общежитие для учащихся техникума электронных приборов.
Почтамт на вокзале
Еще одна грандиозная стройка вскоре закипит на Привокзальной площади. Здесь запроектировано сооружение нового почтамта – центра сортировки почты. «Его удлиненное здание с вертикальными пилястрами добавит новый штрих в общий вид города», – уверяют в 76-м запорожские журналисты.
Новые автобусы
В 76-м импортные «шмотки» запорожцы достают практически сугубо по знакомству, а «забугорную» технику разве что только в столичных валютных магазинах. А тем временем именно с этого года по Запорожью начинают колесить иномарки. Причем прокатиться в них запросто может любой желающий. Потому что речь не об автомашинах, как нынче, а об автобусах. В 1976 году на улицах Запорожья появляются оранжевые новинки – венгерские автобусы «Икарус-280». Новые машины курсируют по 34-му и 9-му маршрутам.
Талоны
Кстати, в новехоньких «Икарусах» уже нет билетных касс. Такие ранее присутствовали в запорожском общественном транспорте – бросаешь монетку в полуавтоматическую кассу, поворачиваешь металлический рычаг «к себе и обратно» и отрываешь выползающий из прорези билетик. В марте 1976 года от такого сервиса в нашем городе отказываются окончательно. Проезд теперь осуществляется только по разовым абонементным талонам. Они приведены к единому виду во всех видах транспорта – отличаются только по цвету оттиска и цифрой, обозначающей стоимость: в трамвае – три копейки, в троллейбусе – четыре, а в автобусе – пять. Также на них появляется разъяснительная надпись «Без компостера не дійсний» – талоны, в отличие от кассовых билетиков, необходимо компостировать. «Бескассовый метод требует, чтобы пассажиры заблаговременно приобретали абонементные талоны. Купить их в любых количествах можно в киосках «Союзпечати», магазинах и кассах по продаже талонов, а также в диспетчерских пассажирского транспорта… Случайно оказавшись без талона, пассажир должен обратиться к соседям по салону и приобрести его у них», – объясняет запорожцам городское управление транспортом.
Производственная гимнастика
«Важную роль в производительности труда играет производственная гимнастика», – голосят в 76-м запорожские газеты. Тренд брежневской эпохи – делать всем трудовым коллективом предприятия комплекс гимнастических упражнений. Так сказать, не отходя от станка! Ежедневно в 11 часов диктор всесоюзного радио бодрым тоном призывает трудящихся потянуться, провести сгибания, поставить ноги на ширине плеч и так далее. А в штате целого ряда запорожских предприятий есть даже такая рабочая единица – «методист производственной гимнастики».
Продукты на дом
И еще одна удивительная вещь – уже в 1976 году запорожцы могут заказать продукты на дом. Такую услугу предоставляет Центральный гастроном на площади Октябрьской. Заказы – рыбу, мясо, колбасу, конфеты – развозят запорожцам два «Москвича». За дефицитные продукты горожане охотно готовы переплачивать – «Центральный» принимает по сотне заказов в день! Правда, сервис быстро приобретает присущие советской торговле формы. Заказы отпускают в виде наборов – к дефициту навязывают горчицу и прочие неходовые товары.
А еще в 76-м в нашем городе работает пять столов доставки заказов на дом. Тоже еще тот сервис: например, житель Магадана Лиходед за месяц загодя отправил деньги на подарок к свадьбе племянника из Запорожья. Однако магазин №1 на проспекте Ленина, 153 поздравил молодоженов лишь через три дня после свадьбы!
У них
В 1976 году запорожские газеты иногда пишут и об «их нравах» – о капиталистическом зарубежье. Естественно, в ключе того, что оно, дескать, потихоньку загнивает. Вот, например, со страниц прессы каким-то чудом осведомленные запорожцы возмущаются вопиющим фактом: в Америке, оказывается, встречи политиков с избирателями по телевидению прерывают рекламой мыла и зубной пасты. «Какое бескультурье, у нас такое невозможно!» – считают в 76-м в Запорожье. А еще в марте пресса знакомит горожан с американскими ценами – действующими и потенциальными будущими. Последние, как пишут наши журналисты, основаны на прогнозах самих американцев на 2000 год. К примеру, сообщают, что если в 1976-м одноэтажный частный дом в США стоит 40 тысяч долларов, то к 2000-му он подорожает до 622 тысяч. Один день лечения в частной больнице в 1976-м американцам обходится в 78 заморских «рублей», а в 2000-м эта цифра достигнет 290 местных денежных единиц. Запломбировать зуб стоит 11 долларов, в 2000-м – дотянет до полусотни. Мужские ботинки в 2000-м подорожают до 167 долларов, пачка сигарет – до 1,35, а билет в кино – сразу до восьми. «Кто согласится терпеть эти тяготы жизни в гниющем обществе и муки капиталистической эксплуатации, чтобы встретить новый век в условиях роста цен и обнищания трудящихся?» – возмущаются запорожские газетчики. Эх, они даже не подозревают, что через 37 лет, в родном Запорожье запросто можно будет увидеть в продаже и ботинки за 167 «баксов», и сигареты по полтора доллара за пачку …
Роман АКБАШ
Комментарии:
нет комментариев