Квартирная очередь во все времена служила индикатором работы местных властей. Правда, уже много лет эта кривая застыла на одном месте. Сегодня в очереди на квартиру в Запорожье стоит почти 28500 человек. У подавляющего большинства этих людей получить новое жилье нет ни малейших шансов. В то же время квартиры массово отдают военным, милиционерам, чиновникам и прокурорам.
Ежегодно из коммунальной собственности выводятся тысячи квадратных метров. Вначале – для оформления служебного жилья. Впоследствии же эти квартиры переходят в собственность конкретных должностных лиц. Зачастую, далеко не бедных. В конце весны в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о запрете перевода служебного жилья в частную собственность, однако шансов на то, что он будет принят, немного. Депутаты тоже хотят жить в дармовых хоромах. Простым людям остается лишь наблюдать за тем, как их мечты на достойные жилищные условия становятся все эфемерней.
Счастливый билетик
Сегодня Ирина П. вспоминает свою прежнюю работу как кошмарный сон. Одинокая женщина с двумя детьми была вынуждена устроиться на место дворника для того, чтобы получить хоть какую-то жилплощадь.
«Я стояла в общей очереди на жилье. Жила с мужем у его мамы. Потом разошлись, и я осталась одна с малышами на руках. Знакомые подсказали вариант – идти работать в ЖКХ. Мол, пока крыша над головой точно будет, а через 10 лет тебе обязаны отдать служебную квартиру в собственность».
Для того чтобы убрать территорию вокруг трех многоэтажек в Осипенковском микрорайоне, Ирина вставала в 5 утра. Подметала дворы, мыла лестничные клетки в подъездах. Хуже всего приходилось зимой, когда нужно было расчищать снег на улице. Тогда на вахту необходимо было заступать на час раньше.
Мизерной зарплаты едва хватало на то, чтобы купить еды и собрать детей в школу. Но были и свои плюсы: возможность подработки днем (постоянный недосып не в счет) и свой угол. ЖЭК выделил Ирине с детьми часть проходного подъезда, которую удалось переоборудовать в жилое помещение.
«В принципе, мы обустроились. Комната, кухня, отдельный вход со двора. Даже уютно было, хотя жили очень бедно. Дети учились, я работала. Нареканий ко мне никогда не было, начальство было довольно. Однако когда пошел десятый год, ситуация кардинально изменилась. Начались постоянные проверки, какие-то упреки, разносы… Я вначале ничего не понимала, а потом коллеги пояснили: тебе же последний год остался, а потом ты квартиру у них уведешь…»
Ирине повезло: несмотря на уговоры представителей ЖЭКа, ни один из жильцов не согласился писать на нее жалобы. Через некоторое время женщина добилась получения ордера на свою жилплощадь и уволилась с опостылевшей работы.
«Считаю, что мне повезло, – говорит она. – И характер закалила, и с квартирой теперь. Как бы я ее иначе получила?..»
Таинственная очередь
Эксперты говорят: получить квартиру по общей очереди практически нереально, даже с помощью каторжного труда. Как сообщили в Главном управлении статистики в Запорожской области, по состоянию на начало года в данном списке числится 19472 человека. Шансы этих людей на улучшение жилищных условий нулевые.
Перед ними – еще почти 7 тысяч т.н. «первоочередников» – участников боевых действий, военных-отставников, многодетных семей, матерей-одиночек, жителей бараков и пр. Однако и эта категория не вправе рассчитывать на моментальное получение квартиры. Кроме общей очереди и первоочередников, есть еще и «внеочередники». Это – инвалиды войны, семьи погибших военнослужащих, чернобыльцы I-II категории. Таких в Запорожье – более 2 тысяч человек.
Общее количество людей, состоящих на квартирном учете на 01.01.2013 г., составляет 28413 человек.
Наверное, излишне говорить, что как такового резерва жилья у городских властей нет. Если бы в Запорожье строились дома, мэрия могла бы претендовать на определенную часть квартир в новостройках. Так раньше и было: в благодарность за согласование вопросов по выделению земли и пр. застройщик едва ли не в обязательном порядке отдавал часть квадратных метров городу. Однако сейчас рассчитывать на это не приходится.
Практически единственный способ пополнения коммунального жилого фонда – т.н. «выморочные квартиры». Речь идет о жилой площади, на которую после смерти хозяина не нашлись наследники. Узнать, сколько выморочных метров поступило в распоряжение КП «Основание» за последний год, не удалось.
«В связи с тем, что законодательством Украины не предусмотрено ведения отчетности относительно количества квартир, которые могут быть освобождены в соответствии с порядком признания лица утратившим право пользования жилым помещением, соответствующая отчетность Департаментом ЖКХ не ведется», – сообщил зам начальника структуры Алексей Бородай.
Кто тут крайний? Пропустите!
И все же квартирная очередь движется. Ежегодно на вожделенную жилплощадь заселяются десятки счастливчиков. Часть из них действительно относится к категории инвалидов, работников ЖКХ и участников боевых действий. Впрочем, таких немного. Куда больше внимания вызывают фамилии чиновников, силовиков и военных, получающих служебное жилье.
Дело в том, что каждая организация, имеющая определенный статус (прокуратура, СБУ etc), имеет право обратиться к органам местного самоуправления с просьбой предоставить ей квартиры для служебного пользования. Предполагается, что на этих метрах будут проживать особо отличившиеся либо нуждающиеся сотрудники, причем, без права приватизации.
В частности, за последние несколько лет ГУ МВД в Запорожской области получило 24 квартиры, прокуратура – 29 квартир, военные – 16 квартир, СБУ и МЧС – по четыре, и еще шесть квартир было передано в распоряжение внутренних войск МВД.
Как говорится, на здоровье. Однако существует и обратная сторона медали. Служебные квартиры массово переводятся в частную собственность. Естественно, с разрешения руководства указанных структур. Учитывая то, что в основном это силовики, можно предположить, что платой за лояльность будет беспрекословное выполнение любых приказов…
Первые после Бога
Вряд ли можно усмотреть плохое в том, что бесквартирные офицеры обеспечиваются жильем. Среди них действительно немало честных и порядочных офицеров. Как, впрочем, и непорядочных. Не будем вдаваться в моральные аспекты.
Едва ли у кого-то возникнут вопросы по выделению ГУ МВД в Запорожской области служебных квартир жилой площадью 11,7 м2 (общая – 21,1 м2) и 12,3м2/24,23м2 подполковнику Козарь и подполковнику Петрову (у последнего и вовсе семья из трех человек). Более того, можно даже посочувствовать: вместо приличного жилья дали переоборудованные комнатенки в малосемейке или, того хуже, в общежитии.
Куда больше повезло капитану Запорожского военного гарнизона Максиму Викторовичу Закальскому, оформившему переезд в служебную однокомнатную квартиру (17,4м2/34,9м2) по ул. Криворожской, рядом с Уральскими казармами. В решении исполкома офицер значится бессемейным. Хотя заслуги перед Родиной у него наверняка имеются. По крайней мере, бывшим начальником Запорожского гарнизона долгое время служил некто Виктор Закальский, который сейчас занимает ответственную должность в мэрии…
Прокурору Коммунарского района Запорожья Владимиру Шустову пофартило еще краше: 26 апреля он получил служебную трехкомнатную квартиру (семья из трех человек) жилой площадью 66,9 м2 (общей – 96,0 м2) по ул. Лениногорской.
Подобных примеров много. Но интереснее другое: со временем и милиция, и прокуратура, и даже нищие военные, еще недавно просившие город помочь им с выделением служебного жилья, начинают массово от него отказываться. Еще больше вопросов вызывает формулировка: «В связи с тем, что отпала необходимость в его использовании».
При этом квартиры в коммунальную собственность возвращаются лишь на миг. Одним решением исполкома ордер на них оформляют… тем же людям, которые вселялись в них как в служебные!
Далеко ходить не стоит. 25 января полноценное новоселье отпраздновали сразу двое ведущих сотрудников Запорожской облпрокуратуры. Начальник управления надзора за соблюдением законов в криминальном производстве Сергей Спильник оформил ордер на двухкомнатную квартиру в элитном доме по ул. Гоголя (жилая площадь – 36,8м2, общая – 78,0 м2). До этого квартира носила статус служебной, но ведомство решило отказаться от этой жилплощади.
Однако поздравлять Сергея Спильника не стоит. Его сослуживец, начальник следственного управления облпрокуратуры Владимир Плохой, в тот же день получил «двушку» в том же доме жилой площадью 49,0 м2 и общей 112,6 м2! Учитывая то, что в семье господина Плохого на одного человека меньше, чем у его коллеги, даже равнодушного к зависти человека может хватить кондратий.
Вскоре прокуратура отказалась и от служебной квартиры по ул. Авалиани, 5А жилой площадью 40,6 м2 и общей – 126 м2. Сегодня в этих хоромах без оглядки на последующее место службы проживает межрайонный природоохранный прокурор Александр Забутной с женой и ребенком.
Впрочем, все это чепуха. Прокурорские работники выглядят нищими по сравнению с руководством Запорожского военного гарнизона, с легкостью отдавшего служебную жилплощадь в ультрасовременном ЖК «Ренессанс».
В итоге настоящий полковник Евгений Замотаев бесплатно взял себе трехкомнатную квартиру на Великом Лугу. Жилая площадь апартаментов – 125,5 м2, общая – 161,86 м2. Ну, не нужна такая площадь Министерству обороны. Отказались за ненадобностью…
Недавно СБУ в Запорожской области отреклось от нескольких десятков квартир в доме по ул. Узбекистанской в Осипенковском микрорайоне. Стоит ли говорить, что данная жилплощадь будет приватизирована проживающими там сотрудниками службы?
Напомним, что практически все жилье, о котором идет речь, было выделено силовикам городом.
Заметьте, в открытых для публичного просмотра решениях исполкома нет информации о выделении квартир прокурору города, области, начальнику ГУ МВД в Запорожской области, новому руководителю таможни, главе налоговой администрации, а также их замам, которые, как правило, приезжают в Запорожье вместе с ними. Сложно поверить, что эти люди живут на улице, не правда ли? И не стоит удивляться их преданности власти…
Благими намерениями
Удивительно, но практически узаконенный вывод квартир из коммунальной собственности «нужным людям» работает без сучка и задоринки. При этом государственные и коммунальные программы по улучшению жилищных условий простых людей остаются лишь на бумаге.
В конце 2007 года исполком городского совета передал фонду содействия молодежному жилищному строительству незавершенный объект на перекрестке ул. Алмазной и Исторической. К тому времени там уже был построен фундамент и первый этаж. Фонд провел конкурс среди компаний, желающих достроить дом, и определил победителя. Им оказалось ООО «Александровская строительная корпорация».
Государственный фонд предложил дармовые условия для молодых семей. От обычного банковского кредита схема отличалась чуть ли не дармовыми условиями. Заемщик, который не имел детей, платил кредит с процентной ставкой в размере три процента годовых; заемщик, у которого есть ребенок, освобождался от уплаты процентов за пользование кредитом; а семья, в которой присутствовало двое детей, не платила процентов вовсе – более того, за счет бюджетных средств государство погашало за людей 25 % суммы кредитных обязательств. В случае же, если у заемщика трое и больше детей, Кабмин оплачивал ему 50 % стоимости квартиры.
На фото вы можете увидеть, как выглядит сегодня объект, который должны были сдать в ІІІ квартале 2009 года. Между тем, люди ежеквартально должны перечислять взносы фонду и непосредственно строителям. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако его результаты неизвестны и поныне. Кто вернет вкладчикам деньги, которые они исправно платили в течение многих лет, остается вопросом…
Не лишним будет и вспомнить судьбу 27 миллионов гривен, потраченных на отселение жильцов ветхих бараков в Заводском районе. Взамен снесенных домов власти решили приобрести людям квартиры в элитной новостройке по ул. Рельефной. Повезло не всем. Светлану Королеву и еще несколько семей расселили в квартиры, непригодные для проживания. Там протекали стены, не было воды, а температура зимой не превышала 8 градусов.
После грандиозного скандала в дело вмешался народный депутат Сергей Кальцев. Неловкую ситуацию удалось решить к общему удовлетворению всех заинтересованных сторон. Однако факт остается. До сих пор не выяснено, каким образом комиссия с участием городских властей принимала дом и зачем в принципе было тратить такие деньги на покупку новых квартир? Ведь люди могли выбрать гораздо более дешевое жилье и на вторичном рынке, причем без каких-либо волнений и эксцессов…
Удивительная щедрость
В квартирных вопросах случаются и удивительные прецеденты. Согласно реестру судебных решений, в период со второго полугодия 2008-го по настоящий момент в коммунальную собственность было передано около 50-ти выморочных квартир. Однако есть и случаи, когда представители властей демонстрируют удивительное благодушие.
В частности, 07.10.2008 г. Первая Запорожская государственная нотариальная контора обратилась в суд с просьбой признать конкретную жилплощадь (адрес и размеры в реестре не указаны) выморочной. В соответствии с законодательством, такая квартира должна была перейти в распоряжение мэрии. Однако уже через полтора месяца истец предоставил ходатайство, в котором заявил, что отказывается от всех претензий и просит закрыть дело. Заводский районный суд просьбу удовлетворил.
Аналогичная ситуация в 2008 году наблюдалась в Хортицком районе, где ПРЭЖО-8 также отозвало свой иск. В то же время от своих требований по признанию наследства выморочным отказались и власти Ленинского района (судья Нестеренко, 15.07.2008 г.).
Непонятная коллизия вновь повторилась в Заводском суде в 2010 году. Тогда та же нотариальная контора совместно с ПРЭЖО-4 вновь заявила иск о признании выморочной квартиры в жилом доме. Судья Владимир Бобрович нашел в документе неточности и дал время для устранения недостатков. Коммунальщики предписание судьи не выполнили. Более того, они обратились с заявлением с просьбой вернуть им исковое заявление…
Блеск и нищета
Создается впечатление, что в городе действует налаженная схема по выводу квартир из коммунальной собственности. При этом чиновники активно рапортуют о позитивной динамике движения очередников. Правда, должностные лица умалчивают, что незначительное уменьшение количества людей в списках достигнуто главным образом за счет приватизации жильцами комнат в общежитиях. С какими боями проходят эти процессы, неоднократно освещалось в «Правде».
Редакция официально обращается к Департаменту ЖКХ Запорожского городского совета, прокуратуре и ГУ МВД в Запорожской области с просьбой провести проверку и отчитаться по материалам данной публикации. В том числе – с указанием высших должностных лиц указанных структур, получивших жилплощадь за последние три года.
К слову, в Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект о запрете перевода служебного жилья в личное. По мнению его инициаторов, из-за пробелов в законодательстве создаются условия для фактического хищения служебного жилого фонда для обеспечения квартирами привилегированных категорий чиновников путем его «узаконенной» приватизации. Правда, шансов на положительные результаты голосования, судя по всему, немного. Не нужно говорить, почему…
Валентина БАБАК
Комментарии:
нет комментариев