Космонавты из Запорожского края

Накануне всемирного Дня авиации и космонавтики, который традиционно отмечается 12 апреля – в день полета первого человека в космос, «Миг» решил рассказать читателям о земляках, которые официально входили в отряд космонавтов.

Их трое. Но землю с орбиты довелось увидеть только одному.

Григорий Нелюбов: второй дублер Юрия Гагарина

Родился 31 марта 1934 года в Крыму. В 1954 году окончил среднюю школу №50 города Запорожье. В девятом классе поступил в Запорожский аэроклуб, который окончил в 1954 году, освоив самолет Як-4 и налетав 50 часов.

В 1957 году окончил с отличием 12-е Военно-морское ордена Ленина авиационное училище в городе Ейске. С сентября 1961 года по май 1963-го учился в академии имени Н.Е.Жуковского.

7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов центра подготовки космонавтов ВВС.

С 16 марта 1960 года по 18 января 1961-го проходил общекосмическую подготовку. 17 и 18 января 1961 года сдал выпускные экзамены по обще-космической подготовке и был зачислен на должность космонавта центра подготовки космонавтов ВВС, получив квалификацию «космонавт ВВС».

11 октября 1960 года приказом Главкома ВВС был зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток» вместе с Валерием Быковским, Юрием Гагариным, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем и Германом Титовым.

С октября 1960 года по апрель 1961-го проходил непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток» в составе группы.

8 апреля 1961 года решением Госкомиссии назначен вторым дублером пилота космического корабля «Восток» [10 апреля состоялась встреча членов комиссии, ученых и конструкторов с группой космонавтов, на которой Григорий Нелюбов был официально представлен в качестве второго дублера командира корабля].

12 апреля 1961 года был вторым дублером Юрия Гагарина.

С мая по август 1961 года проходил подготовку к полету на космическом «Восток-2» в составе группы космонавтов.

С 30 сентября по 2 ноября 1961 года в составе группы космонавтов проходил подготовку к полету на космическом корабле «Восток-3» по программе трехсуточного одиночного полета, намеченного сначала на ноябрь 1961 года, затем перенесенного на конец декабря 1961 года — начало января 1962 года, а затем — на март 1962 года. Полет был отменен в пользу проведения группового полета.

С ноября 1961 года в составе группы космонавтов проходил подготовку к первому групповому полету двух космических кораблей «Восток». В мае 1962 года был отстранен от подготовки по состоянию здоровья после занятий на центрифуге.

После отчисления из отряда космонавтов служил летчиком в 1-й отдельной Дальневосточной воздушной армии в Приморском крае.

Трагически погиб 18 февраля 1966 года.

Юрий Гагарин и Григорий Нелюбов

Петр Колодин: отстранен от полета за два дня до старта

Родился 23 сентября 1930 года в Запорожской области. В 1946 году окончил семилетнюю школу села Ново-Васильевка Приазовского района.

В 1949 году окончил Харьковское артиллерийское подготовительное училище с золотой медалью. В 1952 году — 2-е Ленинградское  артиллерийское училище с золотой медалью по первому разряду. В 1959 году — артиллерийскую радиотехническую академию Советской Армии имени Л.А.Говорова.

Приказом Главкома ВВС от 10 января 1963 года, зачислен в центр подготовки космонавтов (ЦПК) в качестве слушателя-космонавта, а 23 января 1965-го назначен на должность космонавта 2-го отряда ЦПК [военные космические программы].

В 1965 году проходил подготовку по программе «Восход-2» в составе группы. С сентября 1965 года по сентябрь 1966-го — по программе «Союз» сначала в составе группы космонавтов, а затем — в экипаже пассивного корабля по программе «Стыковка» [вместе с Андрияном Николаевым и Виктором Горбатко].

C января 1967 года по декабрь 1968-го проходил подготовку по программе «Стыковка» в качестве инженера-исследователя резервного экипажа пассивного космического корабля «Союз» [вместе с Владимиром Шаталовым и Владиславом Волковым].

С февраля по сентябрь 1969 года проходил подготовку по программе группового полета трех кораблей в качестве инженера-исследователя дублирующего экипажа корабля «Союз-7» [вместе с Анатолием Куклиным и Георгием Гречко]. Во время старта «Союза-7» 12 октября 1969 года был дублером инженера-исследователя корабля.

С 18 сентября 1970 года по апрель 1971-го готовился к полету на орбитальную станцию «Салют» по программе первой экспедиции в качестве дублера [вместе с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым]. Во время старта корабля «Союз-10» 23 апреля 1971 года был дублером инженера-исследователя экипажа.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку для полета по программе первой экспедиции на станцию «Салют» в составе основного экипажа [вместе с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым]. Однако за два дня до старта, 4 июня 1971 года, решением основной  экипаж был отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких. В космос полетел дублирующий экипаж — Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев, погибший при приземлении.

С 16 июня по 9 июля 1971 года проходил подготовку по программе полета второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют» в качестве инженера-исследователя основного экипажа [вместе с Алексеем Леоновым и Николаем Рукавишниковым]. Подготовка экипажа была прекращена после принятия решения о прекращении полетов из-за гибели экипажа «Союза-11» и необходимости модификации трехместного транспортного корабля в двухместный вариант со скафандрами.

В 1971 — 1975 годах проходил подготовку к полетам на орбитальную станции в составе группы.

С сентября 1975 года по 20 сентября 1977-го проходил подготовку по программе первой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6» в качестве бортинженера первого экипажа [вместе с Владимиром Джанибековым]. В ходе подготовки отрабатывал действия в открытом космосе.

В октябре 1977 года, после неудачного полета «Союза-25», все экипажи, состоявшие из нелетавших космонавтов, были расформированы.

20 апреля 1983 года приказом Главкома ВВС был отчислен из отряда космонавтов.

Валерий Кубасов, Алексей Леонов и Петр Колодин (справа)

Олег Скрипочка: три выхода в открытый космос

Родился 24 декабря 1969 года в Ставропольском крае. В 1987 году окончил среднюю школу №28 с физико-математическим уклоном в Запорожье.

Во время учебы занимался в запорожском экспериментальном отряде юных космонавтов им. В.М.Комарова, принимал участие в двух малых королевских чтениях, проводимых при МВТУ.

В 1993 году окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана по специальности «Летательные аппараты», получил квалификацию инженера-механика.

Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем и был признан годным к специальным тренировкам.

28 июля 1997 года на заседании Государственной межведомственной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов ракетно-космической корпорации «Энергия». 14 октября 1997 года приказом генерального директора РКА был назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов корпорации «Энергия».

С 16 января 1998 года по 26 ноября 1999-го проходил общекосмическую подготовку в центре подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина и успешно сдал все экзамены. 1 декабря 1999 года решением межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». 9 февраля 2000 года был назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов корпорации «Энергия» [в 291-й отдел].

11 июня 2011 года перешел в отряд космонавтов центра подготовки космонавтов.

Совершил два космических полета:

— стартовал 7 октября 2010 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС по программе 25-й и 26-й основных экспедиций — вместе с Александром Калери и Скоттом Келли.

Во время полета совершил три выхода в открытый космос. Общая продолжительность полета составила 159 суток;

— стартовал 18 марта 2016 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-20М» — вместе с командиром корабля Алексеем Овчининым и бортиженером Джеффри Уилльямсом.

Продолжительность полета составила 172 суток.

Герой Российской Федерации. Летчик-космонавт Российской Федерации. Почетный гражданин Запорожья [город и свою 28-ю школу посещал в 2011 году].

Олег Скрипочка