Чтобы увлечение стало делом жизни, нужно ободряющее слово самых важных людей в жизни — родителей. Станешь ли мастером — зависит только от тебя самого. Когда эти установки совпадают, успех в выбранном деле обеспечен.
Молодой художник по металлу Андрей Боярский работает не только для себя. Встречая свои кованые произведения на улицах родного города, он уверен, что это — его город, сделать который красивее и приветливее — его личное дело.
— Андрей, когда Вы поняли, что художественная ковка — Ваше призвание?
— Началось со многих удачных совпадений в моей жизни. Многие люди помогали мне, пока такое хобби стало профессией. В первую очередь, конечно, родители наставляли, разглядели, что в этом что-то есть, еще когда я в школе учился. Фактически, с детства мой интерес укрепили. Пошел в художку, и теперь очень горжусь этим. Не стал профессиональным художником, но узнал азы — теперь могу видеть, приблизительно оценивать какие-то творческие работы и сам рисовать эскизы. Лучше кузнеца — только художник-кузнец, поэтому все кузнецы стараются получить художественные навыки.
— Дальнейшее образование выбрали сами или так же повлияли родители?
— После школы пошел учиться в Бердянский машиностроительный лицей — друзья посоветовали. Чем тратить время на 10-11-й класс, решил получать специальность. Нашел, где, кроме сварки, обучают художественной ковке. Раньше у нас кузнецов не учили, больше внимания уделялось подготовке сварщиков. Только на третьем курсе появилась практика. Большинство студентов пошли, куда их повели: на «Бердянские жатки», на другие заводы, где практику можно было просто отбыть. Я порасспрашивал, где можно найти то, что меня интересует, где подучиться можно. В последнее время открылось много частных кузнечных мастерских.
Андрей Викторович Боярский родился 30 мая 1989 года в Бердянске. Окончил художественную школу. Выпускник Бердянского машиностроительного лицея. Производственная практика с 2007 года стала началом его творческой карьеры. Студент бердянского педагогического университета. Участник художественных проектов — «Белое на белом» (2010), «Куклы» (2011), болгарского этнопроекта, персональных выставок на базе БГПУ.
— Как Вас приняли профессионалы?
— Повезло найти нашу основную городскую кузню Александра Борисовича Михалевича. Мы вместе с другом практиковаться пришли, его поставили к сварщикам, меня к кузнецам. Меня очень хорошо встретило начальство, назвали «студентом», так я и им для них и остался. Поставили в бригаду — смотреть, как работают настоящие профессионалы. Денег не платили, просто позволили увидеть все тонкости работы. Я засел в тепле возле горнов. Увлекся — и мысли не было бросить. В первый же день, насмотревшись на работу, дождался, когда все уйдут, нашел какую-то железяку и давай молотком обрабатывать. Утром мое «изделие» увидели — говорят: «Спрячь, чтобы никто не видел, и приступай к учебе всерьез, раз действительно хочешь стать мастером». Потихоньку начали давать заказы — сначала совсем простые, листочки вырезать, подсвечники, сварочные работы. По окончании практики я у них остался — раз нравится, ходи, узнавай, даже от учебы освободился. В той же мастерской начал понемногу заниматься своими задумками — ковал для себя, что придумаю. Благодаря бригадиру Геннадию Викторовичу Олейнику очень многое удалось узнать, сдружился с бригадой. Так я проработал три года. Через полгода начал уже нормально ковать, и заказы стали доверять хорошие.
— Что такое для Вас «хороший заказ»?
— Это, в первую очередь, — большие объемы и творческая работа — перила, подсвечники, детали интерьера. С одной стороны, оставался практикантом, постоянно мог спросить совета, с другой — почувствовал доверие. Огромное спасибо моим родителям — пока я учился, понемногу собирали деньги мне на собственный инструмент. Повезло и с тем, что у нас — частный дом, можно оборудовать собственную маленькую мастерскую с печкой. Кузнечное мастерство предполагает много шума, но у нас и участок большой, и соседи терпеливые, обходится все тихо, без недовольства окружающих. Вот так и пришлось совмещать — учебу, практику, занятия в своей мастерской. Кроме того, я пошел учиться дальше в наш педагогический университет, сейчас на пятом курсе — буду учителем младших классов с уклоном изобразительного искусства. Учиться пошел на стационар, продолжал работать. По полдня уделял время учебе и работе, практически без отдыха.
— Можете определить главное, что дала Вам учеба в вузе?
— Университет вообще открыл мне новые горизонты — я перезнакомился с огромным количеством людей, круг знакомств расширился практически до размеров целого города — везде теперь я кого-то знаю, моими работами теперь интересуются. Благодаря тому, что друзья друзей всегда знакомятся между собой, число людей, знающих меня, выросло почти вполовину. Наша преподаватель, художница Татьяна Володько, передала мне очень много знаний, с большим вниманием отнеслась к тому, что я интересуюсь ковкой. Меня познакомили с директором художественного музея, Мариной Бучакчийской. Просмотрев имеющиеся работы, мне предложили устроить выставку. Я не могу пока называть сам себя мастером, это остается моим хобби. Но, если я иду на чей-то День рожденья, у меня всегда есть, что подарить — все мои друзья уже имеют какое-то кованое произведение. Оформление документации, чтобы считаться мастером официально, сейчас дело не простое, это у меня пока в планах, — на недалекое будущее. Выкладываю мои работы пока только на страничке «В Контакте», своего сайта нет. Но хотелось бы заинтересовать людей тем, что я делаю.
— В 2010 году в музее им. Бродского прошла акция в поддержку молодых художников — какую помощь Вы получили тогда?
— Я очень благодарен Марине Алябушевой и Ирине Малицкой за то, что захотели видеть мои работы на своем мероприятии. Для меня было очень интересно и полезно участвовать в такой акции. Моими работами заинтересовались люди, способные дать большой творческий, интересный заказ. В таких инициативах всегда интересно участвовать.
— Где можно увидеть Ваши произведения?
— Возле «Бердянсккурорта» стоит мой Памятник Комару, есть еще Памятник Виноградной Лозе — на листьях винограда выгравированы имена выдающихся медицинских работников нашего города. И просто, проходя по городу, приятно видеть: вот стоят мои ворота, перила, оконные решетки. Тогда я понимаю — это мой город! Любить надо свою профессию, развиваться в ней и получать удовольствие. Делая в сотый раз какой-либо узор, все равно выкладываешься как в первый раз, не больше и не меньше.
— В каком стиле Вам больше нравится работать?
— Каждый стиль имеет свои черты, но вокруг нас нет единого стиля. Свои работы я подстраиваю под общий вид места, где им предстоит находиться, чтобы они не выглядели чужими. Стиль «хай-тэк» не будет смотреться органично, если основу интерьера составляют старые вещи. Надо соответствовать интерьеру — сделать так, чтобы, каким бы он ни был, стал только лучше с коваными вещами. Когда приходит будущий заказчик, он приносит с собой свою атмосферу, настроение, ведь ковка не живет отдельно от интерьера и людей.
Екатерина ВЬЮНКОВА
Комментарии:
нет комментариев