Уже который месяц Украина являет всему миру чудеса самоорганизации, волонтерства и благотворительности. В течение трех месяцев противостояния на Майдане жители всех уголков страны жертвовали сотни тысяч гривен тем, кто жил и боролся на Крещатике. На помощь семьям, погибшим на Майдане, и на реабилитацию раненых за считанные недели было собрано около 50 миллионов гривен. Во время крымского кризиса количество желающих помочь запертым в Крыму военным превысило население самого Крыма. Когда же оказалось, что Украина на грани войны с Россией, а украинской армии фактически не существует (а та, что есть, нуждается практически во всем – от носков до солярки), только за 15 дней при помощи телефонного номера «565» было собрано 70 миллионов гривен в помощь военным.
Но для того чтобы помогать, не всегда нужны миллионы. Совершенно случайно «Прав.Да» наткнулась на одну удивительную историю. И связана она с уже ставшим легендарным украинским кораблем – тральщиком «Черкассы».
«Разведчик»
Тральщик Черноморского флота Украины «Черкассы» начал зарабатывать свою военно-морскую славу еще задолго до аннексии Крыма. Он и его экипаж (до распада СССР тральщик назывался «Разведчик») неоднократно принимали участие в боевых тралениях в Персидском заливе, Суэцком канале, Красном и Средиземном морях. Также корабль выходил на боевую службу в Атлантический и Индийский океаны. Отметился «Разведчик» и в боях. 14 мая 1990 года, во время конвоирования танкера «Интернационал» в Красном море, тральщик вступил в бой с четырьмя катерами, атаковавшими нефтегруз. Один из катеров противника был потоплен. В результате 17 членов экипажа были награждены орденами и медалями. А сам «Разведчик» получил вымпел Минобороны СССР «За мужество».
«Черкассы»
25 июля 1997 года «Разведчик» вошел в состав Военно-морских сил Украины, получив название «Черкассы». На протяжении следующих 15 лет корабль регулярно участвовал в международных учениях и сборах-походах Черноморского флота Украины.
Когда началась оккупация Крыма «зелеными человечками», тральщик «Черкассы» среди многих других украинских судов оказался блокирован двумя затопленными российскими кораблями на уже печально известном озере Донузлав.
20 марта российскими военными был выдвинут ультиматум – от украинских моряков требовали перейти на сторону России. Большая часть экипажа корабля отказалась выполнить требования российских военных и предприняла две попытки вырваться из Донузлава.
24 марта после захвата российскими военными «Константина Ольшанского» «Черкассы» оставались единственным кораблем на Донузлаве под украинским флагом. 25 марта вечером российские военные захватили судно. Штурм шел с помощью двух вертолетов Ми-35 и трех скоростных катеров и длился более двух часов. Но даже после того как «Черкассы» были захвачены, флаг военно-морского флота Украины не был спущен до тех пор, пока с борта тральщика не сошел последний украинский моряк.
Вот так тральщик «Черкассы» и его команда стали символом мужества и верности присяге. Не зря 27 марта решением сессии Черкасского горсовета командиру корабля Юрию Федашу было присвоено звание почетного гражданина города Черкассы. Команда же корабля была награждена за заслуги перед Черкассами.
Запорожье–Донузлав–Одесса
На этом героическая и известная широким массам история заканчивается. И начинаются суровые будни – потому что у сошедших на берег моряков в оккупированном Крыму остались семьи и дети. И если сами военные могли покинуть уже захваченную территорию только после приказа, то спасать и вывозить из переподчиненной АРК семьи надо было немедленно. Увы, любая эвакуация – это, в первую очередь, деньги, которые у украинских военных отродясь не водились.
Вот здесь самое удивительное – покинуть Крым семьям экипажа легендарного тральщика абсолютно безвозмездно помогли запорожские предприниматели. ООО «НПП «Запорожпромэкология», которое занимается утилизацией опасных промышленных отходов с таких промгигантов, как «ЗТР», «Запорожкокс», «Мотор Сич», вывезло из Крыма в Одессу 11 членов семей экипажа «Черкасс».
– К нам за помощью обратилась общественная организация воинов-ветеранов «Никто кроме нас», – вспоминает один из руководителей ООО. – Мы согласились сразу, но загвоздка вышла с запорожскими перевозчиками – водители сначала долго повышали цены, но в результате все-таки отказывались. Все боялись – номера-то запорожские на машине не перебьешь. В итоге удалось найти надежного человека непосредственно в Евпатории. Действовать надо было максимально быстро – все видели, что творили с семьями военнослужащих. Людей выселяли из домов просто на улицу. Деньги передавали поездом. В итоге 25 марта «Черкассы» были захвачены, а 27-го мы уже вывезли семьи моряков в Одессу. Переезд, слава Богу, обошелся без эксцессов.
Интересно, что подробности этой истории нам приходилось вырывать из собеседника практически клещами. Уверенность в том, что на добрых делах не стоит «пиариться», становится еще одним принципом новой Украины.
И сегодня подобные случаи бескорыстной взаимопомощи одних украинцев другим происходят повсеместно. И именно они, а не какие-то новые лица политиков или их старые обещания, позволяют надеяться на то, что пусть не завтра, но через энное количество лет Украина преодолеет обрушившиеся на нее кризисы и станет по-настоящему европейской страной.
Максим ЩЕРБИНА
Комментарии:
нет комментариев