misto.zp.ua

Как тихий еврей из Запорожья стал героем поэмы Владимира Маяковского

Как тихий еврей из Запорожья стал героем поэмы Владимира Маяковского

Его дед, Абрам Лавут, начиная с 1872 года, служил раввином в уездном городе Александровске – будущем Запорожье. Его отец, купец первой гильдии Илья Лавут, имел в городе за днепровскими  порогами типографию и книжный магазин, выпустивший в начале двадцатого века серию почтовых открыток с видами Александровска. Они, кстати, известны всем интересующимся историей запорожского края. Его сын, диссидент Александр Лавут, входил в состав Инициативной группы по защите прав человека в СССР. «Он защищал несправедливо преследуемых», — говорил о нем известный общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров. Ну, а сам он  удостоился чести открыть шестнадцатую главу поэмы Владимира Маяковского «Хорошо», которую в прошлые годы часто читали на различных поэтических вечерах. Она начинается так: «Мне рассказывал тихий еврей, Павел Ильич Лавут…» В этой главе, написанной словами, похожими на удары молота по наковальне, в связи с чем их легко декламировать, спускаясь по ним, как по лестнице, идет речь об эвакуации армии барона Петра Врангеля из Севастополя в ноябре 1920 года, чему был свидетелем родившийся в 1898 году в городе Александровске, внук раввина Павел Лавут [к моменту завершения работы над поэмой, правда, город уже назывался Запорожьем]. Павел Ильич потом и рассказал об увиденном в Севастополе Владимиру Маяковскому. И тот не только вставил в поэму барона – «хлопнув дверью, сухой, как рапорт, из штаба опустевшего вышел он. Глядя на́ ноги, шагом резким шел Врангель в черной черкеске», но и предложил рассказчику тоже поучаствовать в ней.

— Вы не будете возражать против того, что я вставил вас в поэму? – вспоминал в своей книге воспоминаний разговор с поэтом  Павел Ильич.

— Каким образом я попал туда?

— Помните ваш рассказ о бегстве Врангеля? Не зря я вас тогда мучил. Начало главы такое: «Мне рассказывал грустный еврей Павел Ильич Лавут…»

Я перебил его:

— Почему «грустный»? Ну, еврей — пожалуйста. Но я возражаю против «грустного».

Меня поддержали присутствовавшие при этом разговоре супруги Брик [хозяйка одного из самых известных в двадцатом веке литературно-художественных салонов Лиля Брик и ее муж Осип жили, как известно, с Маяковским одной семьей]. Маяковский начал тут же подбирать другое прилагательное. В окончательном варианте значится «тихий».

И далее «тихий еврей» уточнил, что «в дорожной обстановке я иногда рассказывал Владимиру Владимировичу о своих «молодых» годах, которые прошли на драматической сцене и однажды вспомнил, как отвозил своего друга Володю Самодурова, заболевшего сыпняком, из Александровска в Крым. И там я застрял, устроился в театре. Описывая жизнь при белых, я старался не упустить ни одной подробности, отвечая на многочисленные вопросы Владимира Владимировича. Когда же речь зашла непосредственно о бегстве белых, в его руке появилась записная книжка. Однако и тогда эта деталь не объяснила мне истинных целей поэта. А в итоге — большая глава поэмы вобрала мой рассказ. Впоследствии, читая эту главу, поэт рассказывал слушателям ее происхождение:

— Этот рассказ моего знакомого проверялся мной несколько раз — на случай ошибок или увлечений рассказчика — и моих тоже. В проверенном виде он положен в основу главы. Я считаю такой метод правильным. Я беру конкретное лицо и нарочно упоминаю фамилию и даже имя и отчество. Как я объясняю, почему «тихий»? Во-первых, чтобы было доверие к автору: автор знает, о ком говорит. Сперва я написал «грустный», но товарищи отговорили: «Он не грустный». Пробовал и «знакомый». Но это ни к чему не обязывает, знакомых много, и разных. «Тихий» — не значит, что он разговаривает шепотом. Но по сравнению со мной, скажем, он тихий.

По рядам прокатывался смех. И Маяковский добавлял:

— Вот он сидит в зале — посмотрите и убедитесь! — показывал на меня (так бывало не раз).

При этих словах я обычно вылетал из зала, переходя дослушивать за кулисы, а потом предъявлял «претензию».

*

Переросшее в сотрудничество знакомство Павла Лавута с Владимиром Маяковским состоялось в Одессе в 1926 году. Вот, как рассказывал об этом сам Павел Ильич: «Первый вечер Маяковского в Одессе — в летнем театре сада имени Луначарского. Поэт рассказывал о поездке в Америку, читал стихи. Я был на этом вечере. Впечатление — огромное. И я решил во что бы то ни стало встретиться с ним, ближе познакомиться. Заодно возникла мысль предложить свою помощь в организации его выступлений. Тем паче, до меня дошел слух, что он едет в Крым, куда – к родственникам, собирался ехать и я. Я был уверен: его вечера можно организовать лучше.

…Дворец моряка. Народ собирался туго. Высокий, широкоплечий человек с внушительной палкой в руках шагал по пустой сцене. Он нервничал. В углу рта — папироса. Не докурив одну, он прикуривал от старой новую, не найдя урны, бросал окурки в угол и тушил ногой.   Он был один. Я воспользовался этим:

— Здесь, в Одессе, ходят слухи, что вы едете в Крым?

— И представьте себе: слухи ― правильные.

— Вы не собираетесь выступать там?

— Кому охота со мной возиться, когда даже в Одессе я не собрал публики?

Я был убежден, что неполный зал — следствие прежде всего нечеткой организации. Об этом я и сказал Владимиру Владимировичу:

— Уверен, что на курортах интерес к вашим выступлениям будет большой. Я бы попробовал, если вы не возражаете, взяться за это дело, тем более что еду сейчас в Севастополь.

— Попробуем! Приходите ко мне завтра ровно в час. Не опаздывайте.

В несколько минут мы обо всем договорились».

До последних дней Маяковского внук александровского раввина оставался концертным администратором поэта, отвечая за организацию всех его выступлений. В том числе и в городе Запорожье в конце февраля 1928 года, которое состоялось в народном доме. Конечно же, об этой поездке в родной город Павел Ильич оставил запись в своих воспоминаниях: «Выступая в Днепропетровске, Владимир Владимирович переутомился. А ведь завтра Запорожье.

— Авось пройдет. Обидно срывать. Хочется и Днепрострой посмотреть.

Короткий переезд в Запорожье оказался тяжелым: холодный вагон, пересадка. Времени у нас в обрез. С вокзала — прямо выступать. По дороге Маяковский вспоминал:

— Здесь где-то, в Запорожской Сечи, проживал мой дед.

Я —  дедом казак,  другим —  сечевик…

На кляче плетемся в народный дом. Справа — небольшой дом, на который я указал попутчику:

— В этом доме, в году девятнадцатом, проживал Дыбенко, тот самый знаменитый, и знаменитая Коллонтай!

— Откуда у вас такие подробные сведения?

— Во-первых, об этом знал весь город, а во-вторых, я к этому дому имею непосредственное отношение. Мне он ближе, чем другим.

— А именно?

— Очень просто — я в нем родился, шестым ребенком в семье.

— Так этот дом вдвойне исторический. Вы помните что-либо из детства?

— Почти ничего, если не считать мелкого происшествия. Мне еще не было полных шести лет, когда я умудрился свалиться с яблони и, что примечательно, не стал калекой. Это событие определяет мой характер: не будь нахалом. Не лезь, коль не умеешь.

По окончании вечера Маяковского пригласили осмотреть Днепрострой.

— Сам мечтал об этом, но сейчас не выйдет. Плоховато себя чувствую. Высокая температура. Придется отложить до следующего раза: приеду к вам специально или загляну по пути в Крым.

И хотя Маяковскому не довелось побывать на Днепрострое, дух гигантской стройки пронизал своеобразные строки, написанные еще в 1926 году: «Где горилкой, удалью И кровью Запорожская бурлила Сечь, проводов уздой смирив Днепровье, Днепр  заставят на турбины течь».

Мне же остается добавить, что в городе Запорожье именем Маяковского названы площадь в центре города – с фонтаном Жизни, и убегающий от нее к Днепру проспект, который фактически является бульваром.

[Фото из открытых Интернет-источников]

На снимках:

Павел Лавут и Владимир Маяковский

Павел Ильич с супругой Евгенией Наумовной и сыном Александром, Москва, 1949

Книга воспоминаний Павла Лавута

Запорожье: дом с колоннами в самом начале проспекта Маяковского – через дорогу от площади Маяковского, 1959

Александровск: народный дом, в котором Павел Лавут организовал выступление Владимира Маяковского

Александровск: вид части города [открытка из коллекции книжного магазина Ильи Лавута]

  

  


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |