Квартиры на улице Анголенко когда-то радовали своих жильцов удобной близостью к рынку и видом из окон на зеленые насаждения просторной солнечной «стометровки». Вторичное жилье здесь по этой же причине продавалось по цене новостроек. Но все изменилось в 2000-х годах, когда эти дома оказались в окружении торговцев и киосков. Покоя здесь больше не обрести ни днем, ни ночью.
Что-то воздуху мне мало
«ПравДа» побывала в гостях у жителей домов № 11 и 13 по ул. Анголенко, которые вместе с жителями дома № 20 уже продолжительное время безуспешно добиваются от городской власти и правоохранителей наведения порядка под своими окнами и возвращения элементарных условиях для спокойного проживания. В подъезде дома № 11 гостей встречает зловонная лужа, уже невысыхающая. Рыночники, устроившие здесь туалет, испражняются и на втором этаже, и под окрестным забором, свидетелем чего стали и мы.
В этом подъезде, то ли в арендованных, то ли в выкупленных квартирах верхних этажей, проживают охранники торговых рядов на «стометровке». Первые этажи давно выкуплены под магазины. Прежние жители дома, как видим, поспешили перебраться отсюда в более комфортные районы. Кто не успел – ежедневно задыхается, причем не только от вездесущего туалета со стороны двора, но и от запахов уличной торговли на улицах Анголенко и Дзержинского.
При открытии окон в нос здесь сразу ударяет резкий запах шаурмы и другого азиатского «фастфуда». По словам жильцов, по стенам дома регулярно организованно мигрируют клопы и прочие паразиты, вползая во все щели. Что заставляет их периодически покидать кавказскую «кухню», страшно представить. В минувшем году добавили головной боли «анголенковцам» и появившиеся прямо под стенами жилого дома мусорные баки – в нарушение санитарных норм. В жару отходы превращались в химическое оружие. С боем людям удалось добиться удаления баков. Но не далеко и не навсегда – периодически баки вновь перемещаются на опасную близость к окнам...
Не поспособствовало свежести воздуха и экологической безопасности и уничтожение зеленых насаждений на Анголенко. В свое время деревья были вырублены при реконструкции «стометровки» и строительства на ней торгового центра. По воспоминаниям жильцов, тогдашний мэр Евгений Карташов, инспектируя ход строительных работ, даже стал жертвой людского негодования – одна из пожилых жительниц улицы якобы хлестнула градоначальника своим нижним бельем.
Евгений Григорьевич обещал восстановить зеленую зону по завершению реконструкции. Однако, как следует из официального письма бывшего председателя Жовтневой райадминистрации Петра Зубкова, 35 многолетних деревьев на «стометровке» были уничтожены для того, чтобы восстановить на улице проезжую часть. Она, в свою очередь, была ликвидирована в результате застраивания центральной части улицы киосками. Круг замкнулся. Да и проезжей частью дорожку вдоль нечетной стороны «стометровки» назвать сложно. После того как весной минувшего года здесь были возведены еще около сотни киосков, днем по «проезжей части» и пешком-то сложно пройти.
Не победить, так возглавить
Зато в темное время суток автомобильное движение активизируется. Пользуясь отсутствием прохожих, торговцы допоздна завозят товар. Ночная жизнь на Анголенко также активна. Внутренние ряды киосков постоянно освещены, здесь правит бал охрана. В это время в торговых рядах регулярно имеют место шумные междусобойчики, что выливается (в прямом и переносном смысле) в подъездные испражнения. Кстати, используют это время и коммунальщики. Не признавая в полной мере проблему на уровне официальных документов, они на самом деле также лишены возможности, например, вывозить мусор во время наплыва покупателей. А его отсюда нужно убирать ежедневно, что и делается на рассвете – как правило, в период с пяти до шести часов утра, что тоже не способствует тишине в здешних жилищах.
Одной из главных проблем, по словам жильцов, является противозаконная деятельность, которая процветает на рынке. Люди утверждают: постоянными посетителями «стометровки» в неторговое время являются наркоманы, которые приобретают здесь «дурь», хранящуюся в упаковках из-под товаров, в частности, из-под обуви. Кроме того, ночь – довольно бойкое время и для ломбардов. Трудящиеся, разжившиеся в темное время суток, например, мобильными телефонами, спешат заложить их, чтобы безотлагательно купить хлеба.
Наконец, люди утверждают, что активная ночная жизнь протекает и в одном из «закрытых клубов» на первом этаже дома по нечетной стороне, где якобы беспрепятственно работает зал игровых автоматов. Туда пускают только завсегдатаев. Ветеран МВД Александр П. писал заявления в милицию о деятельности подпольных заведений, процветающей под его окнами. Однако его бывшие коллеги реагировали визитами не к заявителю, а к самим теневикам. Жильцы же утверждают, что вопрос с контролирующими органами и должностными лицами предприниматели решают просто: при передаче денег стороны даже не таятся – люди наблюдают из окон за успехами очередной государственной кампании по борьбе с коррупцией.
Жители улицы называют свой район «Шанхаем» и «блошиным рынком». «Шанхаем» – в частности потому, что на рынке во многом заправляют азиатские землячества. А «блошиным» – еще и из-за того, что обилие бомжей, алкоголиков и воров также не способствует соблюдению санитарных норм, как и оздоровлению криминогенной ситуации. Впрочем, еще неизвестно кого следует бояться больше – уличную преступность или пристойно одетых предпринимателей – налогоплательщиков, «кровеносную систему экономики». У уже упоминавшегося Александра П. возле входной двери всегда наготове милицейская дубинка – рыночные дельцы ему неоднократно угрожали расправой за жалобы и заявления. Его супруга Людмила, также многократно обращавшаяся к власти за справедливостью, говорит, что многие жители домов просто боятся открыто выражать протест, называя здешний «малый бизнес» исключительно «криминалом».
На бумажке все в порядке
В своих многочисленных обращениях к руководству города жители улицы Анголенко апеллируют к примеру «стометровки», ведущей по улице Сталеваров к Крытому рынку, и недоумевают: почему такой разный подход продемонстрировала городская власть к этим торговым объектам. Кстати, на генеральном плане города переулок, ведущий с Анголенко на улицу Дзержинского, указан как зеленая зона. Однако сегодня здесь промышляют только старьевщики, торгующие одежным секонд-хэндом. Соответствует ли проект реконструкции улицы Анголенко генеральному плану развития города? Это лишь один из многих вопросов, ответы на которые годами не могут получить местные жители.
Например, разве не всем запорожцам будет интересно узнать, правомочно ли экологические службы разрешали в свое время установку мусорных баков под стенами жилого дома? Будет ли дана оценка их действиям? Ведь прецедент может привести к тому, что завтра мусор окажется под окнами других домов города.
Наверняка горожанам хотелось бы увидеть здесь учения МЧС – с телекамерами и фотоаппаратами, в разгар торгового дня. И никому в здравом уме не хотелось бы стать свидетелями того, как своевременно не сможет добраться до места трагедии пожарный автомобиль или «скорая помощь». Бог миловал жителей улицы – за прошедшие годы здесь не было пожаров. Пока. А вот похороны одного из избирателей нынешней власти уже были…
Кстати, городской голова Александр Син пообещал решить проблему. В мае минувшего года. «Относительно озеленения улицы Анголенко сообщаем, что в мае текущего года (2012-го. – Ред.) районной администрацией городского совета по Жовтневому району совместно с КРСП «Зеленстрой» будет проведено обследование территории и принято соответствующее решение», – говорится в ответе градоначальника. В том, что «соответствующее решение» принято, причем в интересах жителей, сомнений нет. Но и деревьев тоже.
Многое в решении данной проблемы зависит и от руководства «Торгово-промышленной компании «Фаворит» и ООО «Джерк ЛТД». Первой принадлежит новый торговый центр на пересечении улицы Анголенко и проспекта Ленина; на балансе второй компании находятся киоски в районе торгового центра. Причем мэр указывает, что согласие городской власти на возведение дополнительных киосков ООО «Джерк» на давалось. Тем не менее, как уже было сказано, весной минувшего года новые киоски появились, причем в довольно большом количестве – несколько десятков. Александр Син официально обратился к ТПК «Фаворит» «с просьбой» предоставить проектную документацию на строительство торгового комплекса в части благоустройства прилегающей территории, оборудования контейнерных площадок и озеленения. Прошло полтора года – просьбу можно повторить.
Лирическое отступление
В последнее время в информационном пространстве стало модно уделять повышенное внимание нуждам предпринимателей, их представители стали ведущими общественными спикерами и даже политическими деятелями. В результате малый бизнес, случается, переступает грань, за которой начинается банальный шантаж, заложником которого стала власть. Возможный демонтаж торговых точек на «стометровке» по улице Анголенко наверняка вызовет очередную масштабную кампанию «в защиту рабочих мест». Кампанию, которую почему-то не могут вызвать в свою защиту люди, страдающие от описанной «предпринимательской деятельности».
Жители улицы сетуют на эту избирательность – когда люди, занимающиеся предпринимательством, имеют больше прав, чем люди, работающие за заработную плату. В непростой ситуации в данном случае оказалась городская власть. Но проблему решать нужно. С участием чиновников, санстанции, пожарной службы, экологов и самого бизнеса. Может быть, за счет расширения вещевого рынка. Но пока, похоже, у самих предпринимателей нет даже осознания имеющейся проблемы. Недовольных обитателей улицы они просто посылают на юг.
Валентина БАБАК
Комментарии:
нет комментариев