Диаспора казанских татар в десятый раз отпраздновала завершение весенне-полевых работ
Воскресным днём Парк металлургов превратился в… майдан! Нет, здесь не было митингующих. Просто это слово к нам пришло из тюркского языка, где также обозначало главную торговую площадь города, любую открытую площадку и даже парк. А где же, как не на майдане, отмечать самый главный праздник казанских татар - Сабантуй? Петь, танцевать, славить достойных, хвалиться мастерством, бороться, веселиться и принимать гостей…
Татарский Сабантуй в Запорожье нынче проводился в десятый раз и из «локального» национального торжества уже перерос в праздник единения народов со статусом «фестиваль этнокультуры».
«Откуда здесь казанские татары? – поинтересуется любознательный читатель. - Неужели со времён Золотой Орды?». Не удержалась от такого вопроса и я.
- Сейчас в областном центре проживает 5300 татар из волжско-уральского региона – пензенские, ульяновские, сурские, - объяснила «Индустриалке» руководитель Запорожского городского центра татарской культуры «Алтын Ай» Рахима Ахмерова. – Это потомки первых трудовых мигрантов, тех переселенцев, которые в поисках лучшей доли приезжали на строительство Днепрогэса и промплощадок нашего края. Ехали голые-босые, не только без рабочих специальностей, но даже без знания русского языка. И обрели здесь вторую родину.
Учтите, что у Сабантуя – тысячелетняя история. Это древнейший праздник татарского и башкирского народов, являющийся, можно сказать, брендом. По своей значимости для нас он превосходит Олимпийские игры! Существует даже такая поговорка: «Там, где татарин, там и Сабантуй!»
В переводе с тюркского «сабан» - плуг, а «туй» – праздник. Но если изначально Сабантуем в апреле отмечали начало весенних полевых работ, то затем стали отмечать их завершение, и теперь повсеместно, где укоренилась татарская диаспора, его справляют в июне.
Какой праздник проходит без городского головы? В прошлом году на голову Евгения Карташова водрузили настоящую расшитую татарскую тюбетейку, в этом дело дошло до… кошелька! Сабантуй – отличное место, чтобы представить своё мастерство на ярмарке, вот и Евгений Григорьевич не удержался, чтобы не раскошелиться на замечательные детские поделки.
Сумели поразить гостей и взрослые – например, Александр Котко (моряк по образованию, за семь лет дважды обошедший вокруг земного шара, а затем столяр высокого разряда на «Запорожстали»), у которого, без сомнения, золотые руки, исхитрился в миниатюрных плоских бутылочках разместить деревянные панно! Секрет мастер раскрывает почти без утайки.
- Эти панно – разборные. Сначала я их готовлю вне сосуда, а затем при помощи пинцетов, иголочек и других инструментов вновь собираю.
Занимается изготовлением таких сувениров житель Ленинского района уже семь лет под впечатлением выставки Рериха. Тогда он приобрёл маленькую картину автора, как раз на размер бутылки, разобрал её, а собрал уже в стеклянной посудине с узким горлышком. На каждое изделие уходит не менее половины месяца ежедневного труда.
В концертной программе Сабантуя, продолжавшейся несколько часов, приняли участие не только запорожцы, но и приезжие творческие коллективы - из Киева, Харькова, Мелитополя, Крыма. Интернациональности фестивалю добавили украинский вокальный ансамбль «Одна родина», болгарский коллектив «Роднина», областное греческое общество «Эллада», немецкое общество «Видергебурт»…
А батыры – юные и окрепшие телом - на радость публике проверяли свои силы в национальных соревнованиях и забавах: пытались сбить друг друга с бревна мешком, набитым сеном, укладывали друг друга на лопатки в национальной силовой борьбе на полотенцах «кэрэш», вслепую разбивали длинными палками стоящие на земле горшки, бегали с полными воды вёдрами, стараясь не расплескать жидкость до финиша. Особой популярностью у победителей пользовались подарки от швейной мастерской «Вилга», где шьют великолепные изделия с национальными орнаментами.
Старейшины общины, как это и принято, заранее собирали средства на поощрение участников состязаний и угощение, татарские женщины подготовили национальные блюда – медовый чак-чак, пахлаву, ну а кто опоздал на сладкое – довольствовался пловом или порцией наваристой шурпы, которой угощал повар Юсуф Исмоилов, приехавший в Запорожье из Таджикистана.
Ирина ЛЕВЧЕНКО
Комментарии:
нет комментариев