Государственная политика нашей страны в отношении сельского хозяйства никогда не отличалась последовательностью, не говоря уже о практически полном непонимании его насущных проблем. За все годы независимости аграрный сектор так и не смог из нелюбимого «пасынка» превратиться в динамично развивающуюся отрасль украинской экономики. Село было вынуждено опираться лишь на собственные силы, что у него получалось с переменным успехом. А когда грянул кризис, наиболее пессимистически настроенные эксперты вообще поставили крест на перспективах сельского хозяйства в ближайшие годы.
Все уязвимые места отечественного аграрного сектора обнажились сразу же после развала СССР. Оказавшись один на один с неопределенностью, фермеры осознали, что поодиночке выжить не смогут. И в самом начале 90-х годов прошлого века руководители сельских хозяйств из всех регионов страны объединились в Ассоциацию фермеров и частных землевладельцев Украины. Эта структура были призвана защитить их от бюрократии чиновников на местном и республиканском уровнях: не секрет, что многие чиновники активно препятствовали выделению частникам земельных наделов. И тогда во многом именно благодаря выдержанной позиции Ассоциации фермеры добились права на пользование землей.
В Веселовском районе Запорожской области отделение Ассоциации функционирует уже 11 лет, последние три из которых его возглавляет Юрий Голота. По словам Юрия Васильевича, экономический кризис только подтолкнул фермеров района к объединению. Если еще не так давно под эгидой Ассоциации не было и тридцати хозяйств, то на сегодняшний день число членов организации перевалило за сорок. И это далеко не предел: хозяйств в районе насчитывается около 200, а значит, работы по их сближению – непочатый край.
– Веселовский район уникален тем, что у нас работают всего три государственных сельхозпредприятия и несколько кооперативов, остальная земля полностью отдана на откуп фермерам, – говорит Юрий Голота. – Более того, за нее идет жесткая конкуренция. Некоторые владельцы хозяйств и рады бы взять в аренду новые участки, но земли катастрофически не хватает, потому и «осваивают» другие области Украины – в частности, Херсонскую. В то же время многие хозяйства существуют только на бумаге – фактически их земли распаеваны, и процесс ликвидации хозяйств и создание новых в районе идет непрерывно.
Что касается деятельности местного отделения Ассоциации фермеров, то она заключается, прежде всего, в общих усилиях по сбыту продукции, покупке топлива, удобрений и, разумеется, взаимопомощи. Успешно продлеваем договоры на земельные комиссии, наладили диалог с администрацией, отстаиваем интересы членов Ассоциации и на местном, и на областном уровнях. Контактируем с коллегами из других регионов Украины, обмениваемся опытом, намечаем перспективные разработки. Единственное, никак не удается добиться предоставления Ассоциации фермеров статуса бесприбыльной организации. Это дало бы нам возможность те же членские взносы направить на аренду собственного помещения, нанять исполнительного директора. Сейчас все это делается на голом энтузиазме. Лишних денег на это ни у кого сейчас нет, тем более что сельхозработы в самом разгаре.
– Таких проблем с топливом и удобрениями, как в прошлом году, уже нет?
– С этим – полный порядок. Цены на солярку вроде бы стабилизировались, удобрения тоже подешевели. Но вот средств на их закупку хватает не у всех. Лучше всего тем фермерам, у которых есть складские помещения: они смогли приберечь часть прошлогоднего урожая и могут рассчитывать на прибыль от его продажи. Мелкие фермеры тянут деньги на посевную буквально из семьи, крупным тоже не позавидуешь: банки-то кредитов не выдают, даже на контакт не идут. В общем, сейчас друг другу плечо подставляем, делимся и топливом, и удобрениями. На помощь со стороны рассчитывать не приходится.
– Вы имеете в виду государство?
– Пусть бы власть научилась так слаженно работать в условиях нестабильности и экономического кризиса, как фермеры! Мы делаем свое дело, и делаем его хорошо, судя по рекордным сборам урожая той же пшеницы, а заботы государственной не ощущаем. Наоборот, сплошные помехи. Мы не просим у державы денег, а только поддержки на законодательном уровне. Например, от рынка сбыта фермеры полностью отстранены, зато посредники наживаются на них чрезмерно. Получается, мы работаем на трейдеров, а не они на нас, как тому положено быть. Ничего не поделаешь – выбор у фермера невелик: у нас нет ни элеваторов, ни морских портов. Поэтому чаще всего продаем свой товар тому, кто к нам сам и приехал. Конечно же, теряем на этом большие деньги. В таких условиях остается только выживать, и ничего больше. Но мы к этому готовы: фермерство – тяжелый крест, но кто-то же должен его нести. И веселовские фермеры все отчетливее понимают, что, только объединив усилия, смогут пережить нелегкие для себя времена.
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев