Михаил Грицай на протяжении своей карьеры дважды занимал пост заместителя городского головы, курирующего жилищно-коммунальное хозяйство, и не понаслышке знает обо всех его проблемах.
С его точкой зрения можно не соглашаться, но прислушаться к его доводам все же стоит.
— Михаил Павлович, о необходимости реформирования жилищно-коммунального хозяйство говорят давно. Что стоит за всеми этими разговорами?
— Сегодня в средствах массовой информации развернулось обсуждение бедственного состояния жилищно-коммунального хозяйства, а особенно тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг. Равнодушных практически нет, понимающих немного, а предлагающих выход из кризисного состояния на основе действующего законодательства Украины практически нет. Система ЖКХ дано нуждается в реформировании. Но, чтобы реформирование было успешным, его философия должна исходить из конкретной цели — отстоять интересы простого человека, которому пока что достаются лишь побочные результаты действий в интересах третьих лиц. Какое же видение этих реформ у власть имущих всех уровней?
Профильный министр Анатолий Близнюк, обещавший за полгода разогнать ЖЭКи, сегодня заявляет: «Будущее ЖКХ — это нормальный рентабельный бизнес в сфере жизнеобеспечения». А дальше еще не совсем понятно кому адресовано замечание министра, что «нет полного и одинакового понимания процессов реформирования, как у общества, так и у работников самой отрасли». Во-первых, кто и когда спрашивал об этом у общества, а во-вторых, почему же нет «полного и одинакового понимания» столь важных процессов специалистами отрасли. Что, в таком случае делает само министерство?
Неясно и то, почему на первый план выдвинуты интересы бизнеса: «… главная задача — создание благоприятных условий для бизнеса…». Это очень важно, чтобы бизнес мог спокойно и эффективно работать, но сегодня кричащей является правовая неопределенность потребителя услуг ЖКХ. А любой нормальный бизнес — это четко установленные отношения между производителем и потребителем услуг. Дом, обслуживание которого оплачивают владельцы квартир, им не принадлежит. В результате взаимоотношения жильцов и обслуживающих организаций неравноправные и нецивилизованные. Именно это приводит к тому, что средства, выплачиваемые населением, уходят как «вода в песок», а инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства и жилой фонд разрушаются.
— Поэтому сегодня и говорят, что необходимо срочно создавать ОСМД…
— Выход из положения в жилищном хозяйстве министр и местные власти видят в создании обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), которые во всем мире являются эффективными, но только не у нас в Украине. Создание ОСМД вопрос жилищных проблем с повестки дня не сняли, так как оставленные один на один с монополистами, они фактически бесправны. Каким образом предполагается регулировать эти отношения? Как быть жителям тех домов, где ОСМД созданы? Эти моменты требуют объяснения, широкого обсуждения и окончательного решения.
О модернизации неэффективного централизованного теплоснабжения, водоснабжения, в том числе, и внутридомовых сетях, говорят по всей стране, и Бердянск тут не исключение, однако абсолютно ничего не делается для ее проведения. В унисон с государственными чиновниками, местные начальники грустным запугивающим голосом вторят о крахе ЖКХ, о невозможности поддерживать жизнеобеспечение города и предлагающие повышение тарифов на все услуги и ничего другого. Подтверждается грустный вывод: «Государство и местные власти, не выполнявшие свои обязанности на протяжении более двух десятилетий, перекладывают проблемы на плечи простых граждан». Если это и есть суть реформирования в ЖКХ, то ему никогда не суждено сбыться.
— Ну и как мы будем жить с «новым старым тарифом» на содержание жилья?
— По вопросу вновь вступившего жилищного тарифа 2006 года возникает сомнение в объективности городского головы и его заместителей. На заседании исполкома 9 февраля этого года городской голова заявил, что затраты обслуживающих организаций покрываются лишь на 42%, а 18 февраля в своем интервью отметил, что затраты перекрывают старый тариф, в лучшем случае, на 60%. И я не удивлюсь, если через неделю эта цифра будет иная. Профильный заместитель мэра манипулирует другими цифрами и дошел до прямых угроз населению по ужесточению работы с должниками (вы не согласны, ну, мы вам покажем, сами попросите). И это вместо того, чтобы срочно провести хозяйственный аудит всех предприятий и организаций, которые работают на рынке коммунальных услуг города. И потом после глубокого анализа объяснять людям и принимать меры. Подорожали материалы, трубы, запорная арматура, горюче-смазочные материалы, электричество, — требуйте у правительства компенсации — это их парафия. Конечно, легче переложить все на плечи горожан, чем выполнить требования законодательства. Я, как и многие горожане, поверил главе правительства Николаю Азарову, который компетентно заявил, что поднять тарифы можно лишь на 8%, на большее оснований нет. Да и сам процесс подготовки и принятия новых тарифов по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий был довольно странным. Проводились встречи, «круглые столы», вышло более 70 статей и интервью. В тот момент горожане понимали, что тарифы по ЖКХ поднимать придется. Но когда «приговор» огласили, то его содержание — повышение ставок в 2,5-3 раза — повергло в шок. Не убеждали и громогласные утверждения местных чиновников, что методика формирования тарифа согласована с облжилинспекцией, антимонопольным комитетом, инспекцией по контролю за ценами, что «никаких нарушений в процессе не выявлено». И то, что если новые тарифы не принять, это окончательно добьет жилищное хозяйство. При этом чиновники не пояснилиц, почему в процессе подготовки они пользовались ничем не подтвержденными данными? Ведь сегодня в «Жилсервисах», управляющей компании «Комэнерго — Бердянск», в управлении жилищного хозяйства исполкома отсутствует необходимая документация (технические паспорта домов, схемы внутридомовых сетей, акты отвода земельных участков придомовых территорий и, соответственно, землеустроительная документация. Отмена новых тарифов — логическое завершение процесса их принятия.
— И в чем же выход?
— Не следует забывать, что, не повысив доходы граждан, уровень их покупательской способности, не защитив их от монополистов и юридического бесправия, получить поддержку общества в проведении реформы невозможно. Но это о грустном, а решать все наши проблемы придется нам и выход найти можно в любой ситуации. Выход необходимо искать только на законодательной основе, а не в границах необходимости. В Украине отношения субъектов рынка коммунальных услуг давно урегулированы и их необходимо только исполнять. В дополнение к выше сказанному, утверждены «Программа реформирования ЖКХ», «Питна вода», «Энергоэффективность» и другие, а на их основе аналогичные областные и городские, но жаль о них совсем не слышно. Уже сегодня с наступлением весны необходимо не планировать, а начинать работу по совершенствованию эффективности деятельности предприятий и организаций, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг, привести их деятельность в соответствие с законом, а также привлечь широкий круг населения, специалистов, науку и, возможно, своих оппонентов и «врагов».
Спрашивал Юрий ПЕРХУРОВ
Комментарии:
нет комментариев