Уже несколько недель детская железная дорога остается без руководителя, а коллектив тревожат слухи о том, что на ДЖД положил глаз бизнес. О дальнейших перспективах этого учебно-воспитательного комплекса «Правде» рассказала Раиса Козак – основательница и бессменный руководитель дороги на протяжении 40 лет.
– Раиса Алексеевна, вы стояли у истоков создания ДЖД. Давайте вспомним о том, как она создавалась, как переплелась с вашей судьбой…
– Детская железная дорога в Запорожье была построена в 1972 году. Ее открытие приурочили к 50-летнему юбилею Всесоюзной пионерской организации – 19 мая. В нынешнем году ДЖД отпраздновала свое 40-летие. Первая ветка с маленьким вокзалом и депо протянулась на 3,4 км. В кресло руководителя ДЖД я пришла с уже достаточно большим производственным опытом. Окончив Днепропетровский институт инженеров транспорта, я трудоустроилась на станцию «Запорожье Левое», где проработала дежурным по станции во всех парках. Тогда подбор кадров был серьезным – после института сразу инженерами не становились. Станция «Запорожье Левое» была кузницей кадров. Здесь стажировались все будущие начальники станции и сотрудники дирекции. После этого я 10 лет работала инженером на станции «Запорожье-1». За это время станция была полностью реконструирована, электрифицирована, был построен пригородный парк, удлинены пути, введена маршуртно-релейная централизация, которая сделала ненужной работу стрелочников. Т.е. станция стала «Воротами Юга», как и задумывалось. После этого у начальника Приднепровской железной дороги Ломоносова, который был выпускником ростовской ДЖД, возникла идея создать собственную детскую дорогу. И я была назначена ее руководителем. На детских железных дорогах вообще принято формировать коллектив из людей с богатым производственным опытом.
– Детские дороги – это символ эпохи, романтическая идея или они преследуют вполне конкретные практические цели?
– Идея создания ДЖД берет свое начало с середины 1930-х годов. Первые детские дороги были построены в Днепропетровске и Тбилиси. Это было вызвано необходимостью подготовки кадров, профориентационной работы в железнодорожной отрасли. Основная цель – в игровой кружковой работе познакомить юное поколение с профессией железнодорожника на всех этапах. Дети, которые посвятили себя дороге, поступают в техникумы вне конкурса, в институты в первую очередь. Ребенок, который пришел на детскую дорогу в 12-летнем возрасте и покинул ее в 16 лет, – это уже готовый железнодорожник. ДЖД – это, по словам академика Образцова, золотой фонд больших железных дорог. Поэтому каждая из них имела свою ДЖД, заботилась о ней, финансировала, обеспечивая собственный кадровый источник. А Запорожье – это большой железнодорожный узел, и потребность в кадрах здесь всегда была высокой. Нашими выпускниками комплектовались коллективы запорожского, мелитопольского, симферопольского узлов.
– Прежде чем приступить к руководству, Вам нужно было ее создать. С чего начиналась запорожская ДЖД?
– В месте ее нынешнего расположения раньше были плавни. Вокруг первой ветки были камыши и болота. Южный микрорайон появился гораздо позже. Мы первыми осваивали эту местность, силами коллектива, молодежи, комсомола облагораживалась и озеленялась территория, засыпались болота. Я объездила много российских ДЖД, где перенимала учебно-воспитательный, методический, хозяйственный и финансовый опыт. В результате возникла мысль удлинить и закольцевать дорогу, построить учебно-лабораторный корпус, оснастить его новейшим оборудованием и технологиями, такими же, как на магистрали, чтобы ребенку впоследствии не приходилось переучиваться заново. Поначалу занятия проводились в депо, где мы оборудовали небольшие классы, и в школах. Тогда на ДЖД воспитывались 300 юных железнодорожников, сейчас – 1425. По итогам первых лет работа запорожской дороги была высоко оценена министерством путей сообщения. Единственной из советских ДЖД мы были представлены к премии Ленинского комсомола за учебно-воспитательную работу, что сделало возможным строительство учебно-лабораторного корпуса, который был сдан в 1985 году.
– Запорожская дорога считается лучшей на постсоветском пространстве и даже в Европе. В чем ее уникальные особенности?
– Беда других дорог – их местонахождение в железнодорожных парках и ограниченные возможности развития вследствие этого. А наша расположена на природе, что раскрывает перед нами дополнительные широкие возможности воспитания нового поколения. Некогда в плавнях обитали дикие кабаны, поросята нередко забредали на территорию дороги, дети подкармливали их. Наши воспитанники приносили на ДЖД и выхаживали раненых птиц. В результате возникла идея создания уголка живой природы, чтобы наши воспитанники развивались всесторонне, многогранно, гармонично, были причастны к прекрасному. Это очень важно в зоне повышенной опасности, каковой является железная дорога, когда имеешь дело с необходимой здесь железной дисциплиной и безжизненным металлом. Сначала мы прямо в вокзале поселили попугаев, потом завели свинок, а первым постоянным обитателем живого уголка стал годовалый медведь Кузя, подаренный городом Новокузнецк нашему домостроительному комбинату. ДСК построил для него вольер на ДЖД. Затем специалисты заповедника «Аскания Нова» помогли нам спроектировать зооуголок и подарили множество птиц – лебедей, фазанов, куропаток и других. Мы стали постоянными членами всесоюзной зоологической выставки, что позволило нам бесплатно получить рыбок для создания аквариума. В проект учебного корпуса был внесен зимний сад «Растительный мир», энтузиасты создали террариум. Кроме того, в плавнях в условиях дикой природы произрастают многочисленные редкие виды растений и кустарников. Нас даже называют маленьким Крымом. Все это делает нашу дорогу уникальной в своем роде и позволяет воспитывать в детях любовь к природе и высокие моральные качества.
– Как вы переживали трудности 90-х годов, и каковы итоги 40-летней работы?
– 1990-е годы переживали сложно. Многие воспитанники фактически остались на нашем попечении, на воспитании бабушек и дедушек – родители массово уезжали на заработки. Было время, когда весь коллектив дороги, включая уборщиц, в период летней практики пек пирожки и подкармливал ими детей. Предприятия помогали нам мукой, подсолнечным маслом… За 40 лет мы создали огромный внешкольный образовательный комплекс, облагородили обширные территории, помогли нескольким поколениям воспитанников найти свой жизненный путь. Сегодня почти 30% коллектива запорожского железнодорожного узла – наши выпускники. Они достигли профессиональных высот, работают в дирекции Приднепровской железной дороги, начальниками станций и дежурными по станциям, ими в значительной мере укомплектован диспетчерский состав. Патриотическое воспитание и нравственные ориентиры, полученные детьми на ДЖД, помогают им и на других жизненных стезях. На дороге действуют более 50 различных кружков. Кроме того, ДЖД – это одно из излюбленных мест отдыха горожан с детьми и привлекательный туристический объект. Дорога пролегает по местам исторической славы – в районе переправы через Днепр, где в 1943 году велись ожесточенные героические сражения.
– Известно, что у Вас имелись масштабные планы дальнейшего развития. В чем они заключались?
– Наш учебный корпус еще на стадии проектирования мы хотели передвинуть вглубь мира природы. Но в результате изыскательных работ была обнаружена подземная река, которая несет свои воды в Днепр. Поэтому корпус построили на гранитной платформе. Но мы хотели в будущем расширить территорию ДЖД, населить лебедями озеро, превратить соседнюю территорию в ворота Южного микрорайона, который, кстати, планировался как образцово-показательный в плане благоустройства и озеленения. Сейчас за территорией дороги – камышовые заросли, которые регулярно горят, губя все живое, и служат источником распространения комаров.
– Почему Вы решили оставить работу, и каковы дальнейшие перспективы развития ДЖД?
– Сложилась такая ситуация, при которой я была вынуждена написать заявление об увольнении, хотя я готова была продолжать работу. Но это тема для отдельного разговора. А сейчас коллектив будоражат слухи о том, что новым руководителем дороги может быть назначен «человек со стороны». У ДЖД имеется достойный кадровый резерв – люди, прошедшие железнодорожную школу, а главное – сами были юными железнодорожниками, не понаслышке знакомы с потребностями детей и родителей, понимают особенности коллектива и дороги. Конечно, работникам ДЖД, ее воспитанникам и их семьям хочется, чтобы руководителем был назначен человек, который, прежде всего, любит детскую дорогу, готов сохранить и приумножить достояние дороги и ее сплоченный способный коллектив.
– Что может помешать назначению кого-либо из воспитанников ДЖД?
– Коммерческие аппетиты. Дорога удобно расположена географически – рядом пролегают стратегические автомагистрали, что делает эту территорию коммерчески привлекательной. Бизнес уже неоднократно обращал свое внимание на этот объект. В 1990-е годы Фонд государственного имущества даже попытался выставить на продажу наш учебный корпус. Иностранные инвесторы выражали готовность приобрести остров в Гребном канале и разместить здесь детский развлекательный центр, но не согласились реализовывать этот проект на условиях аренды земли. Есть у нас и собственные «акулы бизнеса», которые, не вложив ничего в развитие железной дороги, хотят завладеть ею с целью коммерческого использования. Это желание витает в воздухе. Но, думаю, что не только коллектив ДЖД, но и власть, и жители города должны быть заинтересованы в сохранении детской дороги в ее нынешнем виде. Надеюсь, что запорожцы займут активную позицию в этом вопросе.
Владимир НОСКОВ
Комментарии:
нет комментариев