Таким в 1955 году увидел город за днепровскими порогами художник Яков Ромас, учившийся в свое время живописи у самого Константина Коровина. В то послевоенное время, – а в середине пятидесятых, напомню, в Запорожье снималась культовая кинолента «Весна на Заречной улице», принято было изображать град запорожский так, чтобы душа советского человека замирала пред его индустриальной мощью и радовалась красоте людей труда, варивших сталь на заводе-гиганте со звучным именем «Запорожсталь». А ученик Константина Коровина увидел Запорожье – с правого берега Днепра, как можно понять по картине, совсем другим: он понял, что вовсе не туман застилает округу, а – смог. А вместо города гигантские дымящиеся трубы он увидел на противоположном берегу реки, трубы и трубы… Зловещий производственный пейзаж. Кстати, говорят, что розовое зарево над сталелитейным заводом – это самое негативное, что может быть в его работе. Яков Ромас и его запечатлел на небольшом куске фанеры – его работа выполнена маслом на фанере размером 23 см на 32,5 см.
Между прочим, об авторе картины «Запорожье» очень часто пишут, что он будто бы был… приемным сыном Инессы Арманд – той самой, которую в 1917 году привез в Россию в опломбированном вагоне Ленин и которую за глаза называли его любовницей. По слухам, жена Ленина — после смерти Ленина, будто бы даже просила, чтобы того похоронили рядом с ней – в Кремлевской стене [Инесса умерла в 1920 году]. Яков Ромас не был ее приемным сыном. Но в родстве с любовницей Ленина таки состоял: первым браком он был женат на Варваре Арманд, дочери Инессы Арманд, которой он, таким образом, приходился зятем.
Каких только людей не заносила судьба на берег Днепра!
Комментарии:
нет комментариев