Отношения между Россией и Украиной сегодня далеки от братских и даже дружеских – они скорее характеризуются таким понятием, как меркантильность. Особую лепту в разногласия двух государств вносит нефтегазовая составляющая – бытие по-прежнему определяет наше сознание. Попробуем рассмотреть этот вопрос в контексте его решения Россией, как владельцем-монополистом так необходимых всем углеводородов с другими странами , в частности с такой же некогда братской нам Беларусью. Насколько унифицированы эти подходы?
Предыстория вопроса
Республика Беларусь, благодаря особым отношениям и относительной политической лояльности, дольше других восточноевропейских государств получала газ по особой цене. Еще в 2006 году стоимость российского энергоносителя здесь составляла всего лишь 47 долларов – столько же, сколько и в более близких к местам газодобычи регионах России, и в четыре-пять раз дешевле, чем в странах Евросоюза.
Ежегодные потери России от подобного дисконта насчитывали порядка двух миллиардов долларов и плохо соотносились с мелкими бонусами вроде заниженной цены транзита российского газа в Европу и невысокой стоимости аренды российских военных баз. На фоне кампании по увеличению отпускных цен на газ для других стран СНГ и внутренних потребителей осенью 2006 года Россией было принято принципиальное решение отказаться от прежней фиксированной цены и привязать стоимость газа в соседней республике к европейскому уровню. Правда, россияне согласились смягчить удар, предоставив временные скидки. Представление скидок было увязано с вопросом продажи 50% акций «Белтрансгаза» – изначально государственной компании, контролирующей газотранспортную инфраструктуру и занимающуюся дистрибуцией этого вида топлива на территории республики.
Подход к ценообразованию при экспорте углеводородов стал главной причиной разногласия двух стран по вопросу вхождения Белоруссии в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Как правило, такого рода союзы предполагают полное отсутствие таможенных пошлин и ограничений между странами. Однако россияне настояли на сохранении исключения в виде спеццен на углеводороды. Это сильно не понравилось белорусскому президенту Александру Лукашенко, который сделал целую серию резких высказываний и пригрозил отказом от участия в союзе. Из-за возникших разногласий Владимир Путин даже был вынужден заявить, что объединение начнет действовать без участия Белоруссии. Только после этого белорусы пошли на попятную (по мнению большинства экспертов, от участия в союзе Республика Беларусь выигрывает заметно больше России).
По форме – политика, по содержанию – экономика
Ведущие аналитики и едва ли не все деловые издания рассматривают этот вопрос исключительно не в свете российско-белорусских, а в свете российско-украинских энергетических отношений. Дескать, главная цель России – показать более строптивому соседу правильную модель интеграции и ее возможные бонусы.
Действительно, в последние годы Россия выступала в энергетической сфере с целой серией инициатив, адресованных украинской стороне. Одна из них – возможность участия «Газпрома» или даже контроль над газотранспортной инфраструктурой соседнего государства. Эта идея была озвучена еще в 1990-е годы, однако каждое украинское правительство ее неизменно отвергало. И пусть наши газопроводы нуждаются в модернизации и серьезных инвестициях, контроль над ними рассматривается как часть национального суверенитета, а его утрата – как электоральное самоубийство.
В последние несколько месяцев украинские политики пошли на обострение отношений в газовой сфере, потребовав пересмотра российско-украинских газовых соглашений, заключенных в начале 2009 года. Подписание того договора проходило при непосредственном участии экс-премьера Юлии Тимошенко, которая теперь обвиняется в государственной измене и превышении должностных полномочий. Нынешние украинские власти и независимые специалисты отмечают крайне высокую базовую цену газа, заложенную в действующий договор. Действительно, цена на газ для нас сейчас весьма близка к стоимости в Восточной Европе (см. таблицу). И это несмотря на то, что весной 2010 года по известным Харьковским соглашениям украинская сторона получила 30-процентную скидку к расчетной стоимости газа – в обмен на комфортные условия продления сроков существования базы российского флота в Крыму. Дальнейшее снижение цены российская сторона увязывает с участием Украины в интеграционных проектах, а также общеэкономических вроде присоединения к Таможенному союзу. Украинскую сторону, которая уже давно ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС, подобные «размены» не устраивают. Из Киева уже звучат заявления о возможном одностороннем аннулировании газового договора и международных судебных разбирательствах.
Заявление о предоставлении газовой скидки Белоруссии было сделано сразу же после встречи в Сочи украинского министра энергетики Юрия Бойко с президентом Дмитрием Медведевым и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Встреча закончилась ничем, лишь зафиксировав растущие противоречия между двумя государствами. В то время как первые лица России ограничились намеками, г-н Миллер по результатам переговоров позволил прямым текстом обозначить российскую позицию, заявив, что газовое сотрудничество с Украиной могло бы строиться по той же «интеграционной» модели, что и с Белоруссией. В то же время вряд ли кто-то возлагал уж слишком большие ожидания на «вразумление» Киева, который не реагировал и на более веские аргументы – уже через несколько дней в лице премьер-министра Николая Азарова Украина официально отвергла возможность использования «белорусского пути» интеграции. Да и контакты первых лиц государств, как известно, ни к чему конструктивному в газовом вопросе не привели.
Очевидно, что за газотранспортным вопросом стоят частные интересы конкретного бизнеса в Украине. А т.н. слияние «Газпрома» и «Нафтогаза» приведет всего лишь к поглощению одного хищника другим. Зачем это крупному украинскому бизнесу? А уступки по итогам харьковских соглашений 2010 года по Черноморскому флоту оказались преждевременными и в конечном итоге неэффективными – свой сильный козырь Украина использовала тогда неразумно. И сегодня потери, исчисляемые десятками миллиардов гривен, несут вполне конкретные частные лица в украинской экономике. Кстати, именно этого они никогда не смогут простить той же «газовой принцессе» – ничего личного, только бизнес. И даже предполагаемое дробление «Нафтогаза» никого не спасет – соглашения января 2009 года наследники обязаны будут выполнять, иначе газ нам просто перекроют. А все угрозы обращения в Стокгольмский суд – лишь сотрясание воздуха. Если до начала отопительного сезона Украина с Россией не договорится, то виртуальная газовая война может принять вполне реальные очертания.
А Россия, похоже, намерена просто сидеть на берегу и ждать, когда мимо нее проплывет бездыханное тело его почти недруга – нефтегазовой системы Украины. На сегодня Украина сама себя зажала в глухой угол, и даже Запад нам вряд ли поможет – самому бы недорого перезимовать.
Комментарии:
нет комментариев