Стране нужна оппозиция. Но оппозиция должна быть конструктивной. В. Черчилль неоднократно говорил, что «может быть сильная страна со слабой властью, но не может быть сильная страна со слабой оппозицией». Никогда не нужно забывать о том, что оппозиция рано или поздно становится властью, и наоборот. Поэтому в интересах государства, чтобы обе эти составляющие политикума были сильными и разумными.
Поэтому, безусловно, беспокоит тенденция переформатирования украинской оппозиции. Юлия Тимошенко, создав сильный и яркий собственный образ на гламурной властной сцене, так и не смогла создать убедительный образ на скромных подмостках оппозиции.
Последняя социология показывает, что сегодня лидера партии «Батьківщина» медленно, но неуклонно вытесняют на политическую обочину.
А Вы куда бы отправили Юлию Тимошенко? В тюрьму? Отпустили бы из страны? На почетную политическую пенсию? Позволили бы избраться в Верховную Раду? Об этом ПОЗИЦИЯ спросила у известных запорожских и всеукраинских политиков.
Руководитель Запорожской областной организации Социал-демократической партии (объединенной) Анатолий Светлицкий:
– Думаю, что вряд ли Тимошенко посадят или лично к ней будут от государства применяться жесткие меры. На сегодня вокруг лидера оппозиции постепенно создается определенный вакуум. Ее соратники уже давно ушли по разным причинам. Политика – это бизнес. А бизнес во всем мире и во все времена никогда не стоял в оппозиции к власти.
Самое главное, ни БЮТ, ни «Батьківщина» не имели четко выраженного идеологического основания. Это коммерческие проекты для решения определенных бизнес-интересов. При поражении на выборах они рассыпались, как и другие блоки, партии в подобных ситуациях.
Депутат Запорожского областного совета (БЮТ) Николай Фролов:
– Чем раньше политические репрессии в стране закончатся, тем лучше будет для развития государства и укрепления его авторитета на международной арене.
Главный редактор Интернет-версии газеты «Киевский Телеграф» (telegrafua.com) Владимир Скачко:
– Для Тимошенко самым относительным вариантом может быть «посадка на нары». Только подобный исход дела может позволить в будущем ей претендовать на роль обиженной властью. На ту роль, которую любит наша славянская, украинская душа.
Отъезд заграницу Тимошенко не выгоден, иначе она лишится политических бонусов и покажет, что она чего-то боится или в чем-то виновата. Монотонные ежедневные походы в Генпрокуратуру приведут к тому, что на ее политической карьере, перспективах будет поставлен крест. Это покажет, что она никакой не борец, а просто обыкновенная барышня, которую подловили на мелких шалостях, но не могут их доказать.
И постепенно спадет интерес к ней народа, а потом – журналистов. И процесс привлечение оппозиционерки к ответственности станет рутинным делом. По большому счету ей вряд ли помогут иностранные информационные агентства. Как парадоксально это ни звучало бы, только украинская власть в определенной степени ее может сделать популярной.
Председатель Социал-демократической партии Украины (объединенной) Юрий Загородний:
– Меня эта личность не интересует, лично о ней я не хочу говорить. Считаю, что в любой стране должно быть верховенство закона и права – это высший уровень демократии. Закон должен определить, что будет с тем или иным человеком. Вспоминается 2005 год, как «оранжевые», к которым относился БЮТ, расправлялись с «неугодными» людьми, кричали на Майдане и заявляли в СМИ, что «Бандиты должны сидеть в тюрьмах!». В народе говорят, «как аукнется, так и откликнется».
У партии «Батьківщина» почти не имеется политических шансов. Если будут выборы, эта политсила пройдет с минимальным результатом. Все ее сторонники, у кого она брала деньги для политкампаний, уже на другой стороне «баррикады». Считаю это предательством и приспособленчеством. Но и в других партиях подобные люди долго не удержатся, и, возможно, в будущем снова предадут.
Исполнительный директор Центра социологических исследований «София» Владимир Лупаций:
– Пример Юлии Тимошенко показательный: политические силы, где сделана ставка на одного лидера, являются уязвимыми. Если партия базируется не на идеологии, а на четкой социальной базе – это ее слабая сторона.
Как БЮТ, так и партия «Батьківщина» оказались неспособными наступать на пяты Партии регионов и, грубо говоря, работать в режиме теневого правительства и быть активной оппозицией, представлять альтернативные законопроекты. И играли они не на опережение, а пытались разыгрывать ошибки власти, которые, безусловно, представители ПР допускают. Но в целом это проигрышная позиция.
Все эти дела, действия со стороны Генпрокуратуры лишили лидера партии «Батьківщина» активной политической деятельности. В любом случае имидж человека, который находится под следствием, подорван. Однако Тимошенко получает некие политические дивиденды от этого процесса, происходящего на фоне невнятной политики по отношению к ней со стороны власти. В данном случае мы имеем ориентацию на процесс, а не на результат.
Даются оценки и выдвигаются обвинения по отношению к Тимошенко из наличия неких «общих нарушений» в тех или иных сферах. Поскольку премьер-министр отвечал за все в стране, появляется вопрос, можно ли найти конкретные нарушения, за которые она с политической точки зрения понесет ответственность? И совсем другой вопрос – довести это дело до уголовной ответственности. Как известно, на сегодня нет окончательных обвинений, вынесенных судом.
Говорить можно о том, что привлечение к ответственности именно Тимошенко как экс-премьера-министра имеет выборочный характер, равно так можно было проверять всех высокопоставленных чиновников.
Говорить только о парламентской оппозиции узко, в Украине произошло много изменений. Есть такое понятие как институциональная оппозиция в виде местного самоуправления. Это отдельный игрок. И если у него нет полномочий, источников финансирования, то он также оказывается в оппозиции к власти.
В определенном смысле в целом потерял субъектность парламент как законодательный институт. Сегодня политическая инициатива и выдвижение законопроектов перешли на сторону исполнительной власти. Парламент их только рассматривает, принимает или нет. То есть в государстве происходит упрощение политического пространства. И проблема в том, что нарушается принцип разделения властей.
Выходит, что правительству легче работать как без активной оппозиции – это наша сегодняшняя ситуация, так и без активного парламента.
Справка
Как сообщала ПОЗИЦИЯ, прокуратура возбудила 20 уголовных дел против высших должностных лиц действующего и предыдущего Кабинета министров в 2010 году. Напомним, в СИЗО сейчас находятся бывший первый заместитель председателя правления Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Игорь Диденко, бывший министр внутренних дел, лидер общественного движения «Народная Самооборона» Юрий Луценко, бывший председатель Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко.
Комментарии:
нет комментариев