misto.zp.ua

Откуда берутся хорошие папы?

Немало копий сломано учеными мужами в спорах о существовании отцовского инстинкта. Одни утверждают, что его нет, другие полагают, что инстинкт заботы о потомстве присущ и мужчинам. В сущности, не так важно, существует или нет отцовский инстинкт, ведь люди - существа более высокой психической организации, нежели животные, и наше поведение зависит не только от инстинктов. Каким отцом будет ее избранник - вопрос, волнующий большинство будущих мам. Таким вопросом задаются и многие будущие папы. От чего же зависит успешность мужчины в роли отца?

Оказывается, формирование отцовства начинается задолго до появления своих детей - еще в раннем детстве будущего мужчины. Половая идентификация, как правило, происходит параллельно с выделением ребенком себя как личности (возраст от двух до четырех лет). На что важно обратить внимание в этот период?

Во-первых, нужно помочь сформировать в мальчике любовь к себе, к своему полу. Важно не «навешивать ярлыки», воздерживаться от обидных, унизительных комментариев. Если все же вам не удалось сдержаться, важно извиниться перед ребенком, показав ему пример признания собственных ошибок.

Во-вторых, стоит обратить внимание на развитие эмоциональной сферы маленького мужчины. Некоторые родители ошибочно думают, что воспитание мальчика должно быть более суровым, исключающим нежность и ласку. Мальчики в раннем детстве нуждаются в ласке так же, а зачастую и больше, чем девочки. По исследованиям психологов, мальчики в возрасте от двух до пяти лет более привязаны к матерям, чем девочки. Кроме того, если ребенок будет «напитан» положительными эмоциями в детстве, он вырастет более уверенным в себе, позитивно воспринимающим мир, способным проявлять свои чувства.

Малыш может выражать чувство обиды, досады, страха плачем. Но зачастую вместо утешения мальчики слышат от родителей: «Не плачь. Мальчики не плачут». Такая часто встречающаяся в нашем обществе фраза на самом деле может повлиять не лучшим образом на развитие эмоциональности мальчика. Часто слыша эту установку, мальчик усваивает запрет на проявление эмоций, ошибочно расцениваемое как проявление слабости. Т.е. уже взрослый мужчина не будет уметь выражать свои эмоции, т.к. с детства ему внушали, что он не должен их проявлять.

В-третьих, необходимо уделить внимание формированию мужского образа. Как уже упоминалось, в возрасте от 2,5 до 4 лет у детей происходит поло-ролевая идентификация. Т.е. дети начинают воспринимать себя как мальчика или девочку. В этот момент для мальчика очень важен образ мужчины, у которого он будет перенимать мужские качества, способы реагирования, стиль поведения и т.д. Именно в это время у сына с отцом появляются «общие мужские дела». Если же отца по какой-то причине в семье нет, важно, чтобы был мужской пример, - это может быть дедушка, дядя, другой мужчина, который будет уделять внимание ребенку не формально.

В-четвертых, воспитываем самостоятельность. Важные умения - принимать самостоятельно решения, проявлять инициативу и т.д. Однако, зачастую сами того не подозревая, мы пресекаем все попытки маленького человечка становиться самостоятельным: «Делай так, как я говорю! Мама (папа) лучше знает», «Не трогай, не делай, не ... , ты еще мал, у тебя не получится...». Стоит ли ждать принятия самостоятельных решений от мужчины, которому с рождения твердили, что лучше его знают, что надо делать? И будет ли мужчина утруждаться проявлением инициативы, если у него «всё равно ничего не выйдет»? Инициативы малыша необходимо поощрять, поддерживать - можно подсказать или помочь сделать что-либо вместе с малышом, а не вместо него. Давать возможность ребенку принимать собственные решения. Вы можете высказать свое мнение относительного его выбора в тактичной форме, но принятие окончательного решения оставьте ребенку.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) наступает этап, который пугает многих родителей. Ведь когда мальчик проявляет интерес к куклам, это приводит в ужас и негодование некоторых мам и пап. Это еще один навязанный обществом стереотип: девочки играют в куклы, мальчики - в машинки. На самом же деле, играя с куклами, мальчики проецируют отношения в своей семье. Наблюдая за тем, как малыш ведет себя с куклой, можно взглянуть со стороны на свою семью. Если малыш кричит на куклу, ругает ее и т.д., родителям стоит обратить внимание на свой стиль общения с ребенком. Помочь малышу «научиться быть папой» родители могут, включившись в игру: рассказать и показать, как правильно кормить, купать, укладывать спать куклу и т.д.

В возрасте от 6 до 10 лет у детей начинается период нянченья. В этот период формируется способность ухаживать, опекать кого-либо и нести за него ответственность. Зачастую именно в этом возрасте дети с удовольствием помогают ухаживать за младшими братиками-сестричками, с интересом играют с маленькими детьми, проявляют желание завести кого-либо из домашних животных. Постарайтесь дать ребенку такую возможность. При этом важно не упрекать сына, если что-то получается не совсем хорошо, а направить и показать ему, как делать правильно.

Период полового созревания (от 11 до 14 лет) важен осознанием собственной телесности. Мальчик познает и принимает свое тело. В это время необходимо доверительное общение с отцом или другим авторитетным мужчиной, который сможет обсудить с мальчиком интимные вопросы, предоставить интересующую информацию в адекватном виде.

В дальнейшем у юноши происходит установление жизненных ценностей и приоритетов. Разумеется, главную роль в этом процессе играют ценности и приоритеты родительской семьи.

Наверняка у многих возникнет вопрос: если в детстве мужчины не были созданы оптимальные условия для развития отцовства, неужели он никогда не сможет стать хорошим отцом? В ответ хочется снова вернуться к мысли, что человек - существо социальное, наделенное сознанием и способное к осознанию, развитию и совершенствованию.

Следующими этапами формирования отцовства является создание собственной семьи, планирование и рождение ребенка. И то, как будут проходить эти этапы, зависит и от самого мужчины, и от его спутницы. О том, как вопреки всему достичь успеха в отцовстве, мы поговорим в следующей статье.

Воспитывая своего сына, вы воспитываете отца своих внуков. Если родители будут помнить об этом, счастливых детей и успешных отцов будет больше!

Елена ДУЛОВА,
практический психолог, тренер программы подготовки к родам и родительству «Обыкновенное чудо»


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Главный редактор Ешанова Юлия«Чудо» - запорожский журнал для родителей, эксперт и помощник в вопросах здоровья, беременности и рождения ребенка, грудного вскармливания, воспитания и развития детей. Лучшие специалисты нашего города: врачи, педагоги, психологи, а также коллектив нашей редакции работают над проектом, чтобы мамы и папы могли получать достоверную и своевременную информацию. Мы всегда готовы услышать вас и учесть ваши пожелания, чтобы стать лучше и интереснее. Мы всегда ответим на самые волнующие вопросы, потому что знаем, как это важно для вас. И мы уверены, что самое настоящее ЧУДО – это рождение маленького Человека, а быть МАМОЙ и ПАПОЙ – самое большое СЧАСТЬЕ!

С уважением,
Ешанова Юлия

Контакты

Адрес редакции:
69037, г. Запорожье, пр. Ленина, 170-В, к. 26
Телефоны:
+38 (061) 270-62-58, 270-62-59
Интернет-сайт:
www.chudo.zp.ua
E-mail:

Подробная информация

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |