Думаю, что всем родителям дошкольников приходилось покупать раскраски. Очень хочу ошибиться, но, наверное, мало кто обращал внимание на то, что скрыто за яркой обложкой. Надеюсь, этой темой в будущем займутся психологи, а пока давайте попробуем заглянуть в раскраску материнским глазом и материнским сердцем.Просмотрев несколько сотен раскрасок, я выделила среди них выраженно агрессивные - это раскраски с монстрами, оружием, воинами (название условное, так как внешний вид у них бандитский). На эстетическое влияние подобных шедевров нечего и надеяться, а если заметить, что потребителям этой агрессии по 4-5 лет, то уже можно говорить об умышленном искажении духовного мира ребенка.Если подобные раскраски нормальная мама обойдет стороной, то другую группу составляют раскраски со скрыто-агрессивным содержанием. Сюда можно отнести раскраски с героями американских мультфильмов типа "Том и Джерри", советского "Ну, погоди!" и т.п. В любом из этих мультфильмов есть хорошие добрые кадры, о чем, глядя на обложку, помнят родители. К сожалению, ваш ребенок вынужден видеть другое: оскаленные пасти формата А4, старательно вырисованные клыки, когти, кулаки, огромные несчастные глаза жертв... список можно продолжать. Покупая однажды своему ребенку раскраску с симпатичными волком и зайчиком на обложке, я насчитала 9 рисунков с отрицательным содержанием, и это при том, что всего их в книге 12.Интересно, что здравый смысл у родителей почему-то не срабатывает. Приходилось быть свидетелем, как мама принуждает свою четырехлетнюю доченьку разрисовывать весь зубной ряд, где каждый зуб величиной с палец, руководствуясь при этом своими детскими впечатлениями о мультфильме, а не реально нарисованной картинкой, на которой сейчас сосредоточено все внимание ребенка.
Еще одну группу составили рисунки, где проявление агрессии старательно скрыто. Это книжечки с Барби, машинами, животными и т.п.
Не буду касаться Барби как элемента сексуального растления ребенка, остановлюсь на технике подобных рисунков. Их типичный признак - тонкие, зигзагоподобные, рваные линии, загруженность рабочего поля мелкими рисунками, которые налезают один на другой, объединение толстой и тонкой линии. Таким рисункам можно дать характеристику как острые, нервные, хаотичные, напряженные.
Известно, что человек при рисовании выплескивает на бумагу свое внутреннее состояние. Возникает вопрос: происходит ли при этом обратная связь? Острыми нервными линиями художник выплеснул свою внутреннюю агрессию, а теперь на нее смотрит пятилетний малыш, повторяет эти линии и формы...
Цвет может вызвать возбуждение или успокоение, так же влияют на нервную систему звуки. Давайте проведем небольшой эксперимент: на протяжении нескольких секунд смотрите на округлую форму, нарисованную толстой линией, и на тонкую зигзагоподобную линию, при этом попробуйте отследить, как реагируют ваши глаза, мышцы рук или ног.
Первый вариант не дает почти никаких изменений: смотря на тонкую линию, глаза едва прищуриваются, напрягаются. Это небольшое напряжение пробегает по телу и остается в кистях рук и икрах. Хочется потрясти руками, пройтись, высвободиться с помощью движений. Если такой возможности нет, то напряжение постепенно переходит из физического в психологическое состояние, где его можно выплеснуть словом.
Как реагирует ребенок, глядя на агрессивный рисунок на протяжении 15-30 минут? Одни высвободят агрессию сразу, черкая раскраску такими же нервными линиями, стремясь поскорее избавиться от навязанного напряжения. Другие, разрисовав определенную часть рисунка, приходят активно в движение, стремятся к телесному контакту: просятся на руки, навязчиво обнимаются, будто стараясь передать часть своего напряжения другому.
Если же реализовать напряжение таким образом невозможно, то ребенок начинает задевать соседей, но уже не по-доброму, как в предшествующем варианте, а стараясь вызвать соответствующую агрессию: мешает, щиплет, забирает что-то из личных вещей. Создавая напряжение в другом, ребенок таким образом избавляется своего.
Если ребенок вынужден закончить работу, то напряжение может реализоваться в открытое ослушание и грубость. Возможно, это произойдет не сейчас, но скрытая агрессия уже перешла границу сознательного и будет ждать возможности выплеснуться обидой, слезами или как-то иначе.
Уже в этих реакциях просматриваются будущие способы снятия напряжения во взрослой жизни. Тем не менее, сегодня, недоумевая, что утром был ребенок как ребенок, а сейчас в него будто кто-то черта вселил, едва ли заподозрите раскраску, автором которой мог быть психически неуравновешенный и агрессивный человек.
Так какой же может быть раскраска для дошкольника?
Во-первых, это толстая, четкая, спокойная линия, которой выполнен рисунок. Округлые формы без острых углов и рваных линий (волосы, шерсть и иголочки можно рисовать по-разному).
На странице может быть один большой главный объект и один-два вспомогательных. Рисунки не должны перегружаться деталями. При таком условия внимание ребенка не рассеивается на мелочи, он учится видеть цель своей работы не в деталях, а в целом.
Для ребенка всегда важно видеть результат своей работы, приучаться ощущать радость от ее завершения. Котик в формате А4 - это издевательства над трехлетним малышом. На один хвостик, крася его карандашом, надо израсходовать 15-20 минут, тогда как ребенок в этом возрасте способен удерживать внимание лишь 5-10 минут. Не учитывая этой особенности детской психики, мы приучаем сызмальства не доводить до конца начатое дело, ориентируем ребенка не на результат, а на процесс ради процесса. Сеем в настоящем - пожинаем в будущем: учить учил, но ничего не выучил.
Итак, чем меньше ребенок, тем меньшим может быть формат книги. В 3-4 года самые удобные книжечки формата А6 (четвертая часть стандартной страницы), для разрисовывания красками следует использовать рисунки формата А5 на хорошей бумаге. Целесообразно подбирать раскраски с готовым образцом, так как дети этого возраста рисуют преимущественно одним цветом, образец подскажет возможность использовать несколько цветов одновременно.
В возрасте 5-6 лет рука ребенка крепнет, ему легче проводить больше времени за работой, поэтому и размер рисунка соответственно увеличивается. Увеличивается и количество деталей возле главного объекта: это могут быть цветы, обрамление одежды, птицы - всё, что делает композицию рисунка более богатой. То, что в раннем возрасте мешало, теперь, наоборот, учит отделять главное от второстепенного, помогает ребенку строить пространство вокруг себя.
К счастью, подобные раскраски все чаще начали появляться на прилавках магазинов. Перебирая стопку книг, призадумайтесь: то, что видит ваш ребенок сейчас, станет фундаментом, на котором он будет строить свою жизнь. Не ошибитесь!
Яна ЯКОВЕНКО,
специалист центра развития ребенка "Надежда" (перевод с украинского)
Комментарии:
нет комментариев