misto.zp.ua

Как в Приазовье искали гробницу ногайского святого, носившего под мышкой… свою голову

Как в Приазовье искали  гробницу ногайского святого, носившего под мышкой… свою голову

Рассказ об этом удивительном святом оставил в своих записках после странствий по приазовским степям в первой половине сороковых годов девятнадцатого столетия… нет, не автор приключенческих романов англичанин Майн Рид, а серьезный прусский экономист – барон Август фон Гакстгаузен. В 1843 году, получив разрешение на въезд в Россию, он посетил ряд регионов страны, включая Харьковскую и Екатеринославскую губернии и, собрав огромное количество разнообразного материала, в 1847 году выпустил трехтомную работу «Исследования внутренних отношений народной жизни и, в особенности, сельских отношений России». Кроме подробного описания крестьянского  быта, в ней также содержится масса любопытной краеведческой информации. На русский язык первый том «Исследований» был переведен в 1869 году – через три года после смерти автора, к слову, и в следующем году – издан. Завершается этот том фантастической историей в изложении барона, которую я читал с не меньшим интересом, чем когда-то давно вчитывался в роман Майн Рида «Всадник без головы».

Если конкретнее.

После описания посещения меннонитов на Молочных водах [ныне река Молочная], где гостя из Пруссии  лично принимал меннонитский государственный и общественный деятель, основатель Старобердянского лесничества Иоганн Корнис, барон сообщает следующее:

«28 июля я простился с этими честными людьми [меннонитами, то есть]; господин Корнис проводил нас до духоборческой деревни Терпение [ныне село Терпенье Мелитопольского района], где я остановился на несколько часов. Здесь я пожелал всего лучшего нашему провожатому и отправился в свое дальнейшее путешествие к косе, отделяющей Гнилое море от Азовскаго» [к Арабатской стрелке, разделяющей Сиваш и Азовское море].

И далее барон рассказывает о совершенно невероятных вещах [цитирую с сохранением авторского стиля и орфографии]:

«Мы проехали мимо множества курганов, но ни на одном из них не было бабы [степного каменного изваяния – так называемой «половецкой бабы»], однако на станции Асбертинской я видел вдали на возвышении множество камней, расположенных в порядке. Когда мы подъехали к этому месту, мы увидели гробницу одного святаго ногайских татар. В расстоянии около 100 шагов от нея на склоне заметили мы землянку, и вскоре вышли из нея двое грязных татарских мулл или дервишей и подошли к нам. Они просили милостыню, и, получивши ее, один из них, знавший по-русски, разсказал моему спутнику [переводчику, сопровождавшему барона] татарскую легенду, которой нельзя сделать упрек в богатстве фантазии. Много лет тому назад один важный татарин шел со своим спутником через эту местность и видел, как кто-то перед ним пробежал, держа свою собственную голову под мышкой. Когда татарин в удивлении окликнул его, человек тот внезапно повалился, а когда тот подошел к нему, то увидал, что это был татарин, а под головою у него лежала рукопись, утверждающая, что он настоящий святой. Он был похоронен на этом месте, а на могиле его поставили каменную гробницу и мечеть, которая, впрочем, теперь давно уже в развалинах. Теперь это место поклонения многих татар; тут совершается много чудес. Особенно много пригоняют сюда больного скота, который по молитве святаго получает исцеление».

Завершая повествования, барон добавил: «Мы проехали всю ночь и проснулись следующим утром на узкой косе, отделяющей Гнилое море от Азовскаго» — на Арабатке, то есть.

Раскрыв карту Приазовья, я попытался представить, как двигался барон в сторону Геническа, а там как раз и начинается Арабатская стрелка, чтобы выяснить, где же находилась странная Асбертинская станция, возле которой некогда была обустроена гробница ногайского(!) святого, прославившегося многими чудесами. Что путь барона лежал строго на юг – через Мелитопольский район, поглотивший в ходе нынешней децентрализации также Акимовский район, это мне было понятно. Но все остальное было совершенно непонятно! Ну, а самую большую загадку барон загадал Асбертинской станцией.

Что за  станция  южнее Мелитополя могла быть в начале сороковых годов позапрошлого века? – ломал я голову. И, чтобы не сломать ее окончательно, решил искать помощи у сведущих людей. И помощь, как это почти всегда случается, когда человек ищет ответ на интересующий его вопрос, очень скоро последовала.

— Станция Асбертинская? – переспросил при нашей встрече директор Акимовского историко-краеведческого музея, член Союза краеведов Украины Виктор Гнедашев. – Так это ногайский аул Азберда, существовавший на месте современной Акимовки. Здесь в то время, о котором рассказывает  барон фон Гакстгаузен, находилась почтовая станция Азбердинская – барон ее почти правильно назвал.

— Она была на пути в Крым?

— Совершенно верно! Через нее пролегал почтовый тракт в Крым. На станции можно было – пока тебе меняли лошадей, подкрепиться и отдохнуть от дороги.

— А в Мелитополе, куда после посещения духоборов, тоже, вероятно, заезжал барон, где тракт начинался?

— В районе педагогического университета, если привязываться к современной карте города.

— Вы можете хотя бы приблизительно указать место, где находилась станция Азбердинская, возле которой барон-путешественник и увидел гробницу ногайского святого, носившего свою голову под мышкой?

— Я вам это место точно укажу! – заявил  директор. – Там даже в советские времена была конюшня. А потом на месте почтовой станции построили многоэтажный дом, который акимовцам известен под названием Красный. Возле него, кстати, небольшая речушка, через которую переброшен мост, имеется.

Вернувшись в Запорожье, я сделаю для себя маленькое открытие: Азберда, оказывается, это небольшая река, дарованная богом. Подаренная людям богом. Для степной местности это значимый подарок, однако. В очень важном месте, получается, ногайцы обустроили гробницу для своего святого. Ну, а о том, что у названий Азберда и Бердянск один корень, я вам не говорил – вы, уважаемый читатель, это без моей подсказки услышали.

Красный дом, куда мы и отправились вскоре с директором музея, находится, можно сказать, в центре Акимовки. Майн Рида бы нам в компанию, подумал я, глядя на дом, на мост через речушку возле него и вспоминая рассказ барона Августа фон Гакстгаузена…

На снимке: Акимовка, Красный дом; возле автомобиля — ограждение моста через речушку, апрель 2021


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в