Сегодня аварии на промпредприятиях – насущная проблема для украинцев, с которой, увы, сталкиваться приходится все чаще. С каждым днем они набирают в разрушительной силе и масштабах. Однако причина этого явления не в развитии науки и техники, но в плачевном состоянии промышленного наследия, доставшегося Украине. Насколько мы готовы к встрече с взрывной волной?
Донецкое облако
Событие, произошедшее в начале августа в Горловке (Донецкая область), всколыхнуло всю Украину. 6-го числа во время капитального ремонта завода №1 концерна «Стирол» произошла разгерметизация трубопровода жидкого аммиака. На момент аварии в цеху находились около 100 человек. Поднялась паника: люди лихорадочно натягивали противогазы и бежали, покуда были силы. Позже на одном из местных форумов появилась информация о том, что средств защиты на всех не хватило: «В момент выброса я был на проходной. Охрана одела противогазы, а мне сказали: натягивай футболку и дыши через нее… Если честно, я думал там помру. Дышать нечем. Глаза слезятся». (Официально это сообщение не подтвердили и не опровергли). В общей сложности погибло шесть человек, пострадало около 30. За 20 минут, пока специалисты устраняли аварию, в атмосферу попало 600 кг аммиака.
Сразу же после случившегося местные жители ощутили неприятный резкий запах, однако никакой официальной информации не было. Чуть позже Управление гражданской защиты населения Горловского горсовета оповестило о происшедшем, заверяя, что угрозы для населения нет. В свою очередь, Горловская санитарно-эпидемиологическая станция сообщила, что предельно допустимые концентрации аммиака в воздухе на расстоянии 500 и 1000 метров от завода не превышены. Основные версии аварии – неправильная эксплуатация оборудования, нарушение правил безопасности или небрежность. По мнению владельца концерна «Стирол» Дмитрия Фирташа, причиной стал исключительно технологический фактор, иными словами – износ оборудования. 8 августа объявили днем траура. И в этот же день произошла утечка газа на Енакиевском металлургическом заводе. Госпитализировано четыре человека...
На опережение
Незадолго до этого, 17 июля, в стенах Запорожской ОГА прошло селекторное совещание, на котором начальник управления предотвращения чрезвычайных ситуаций ГУ ГСЧС Украины в Запорожской области Евгений Савиных озвучил результаты проверки потенциально опасных объектов нашего региона. Итого: недостаточная комплектация установками пожарной автоматики, нехватка первичных средств для тушения огня, оповещающие сигналы не выведены на пульты централизованного пожарного наблюдения. Также нарушения заключались в том, что объекты недостаточно обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и не оборудованы системами раннего обнаружения и оповещения людей в случае возникновения ЧС. За имеющиеся нарушения правил пожарной и техногенной безопасности, невыполнение предписаний и постановлений сотрудники ГСЧС привлекли к административной ответственности 387 должностных лиц. На 1 августа в Запорожской области проверили 1100 потенциально опасных объектов и составили 32 админпротокола.
Как на ядовитой бочке
Согласно Государственному реестру, состоянием на 25 января 2013 года в Украине насчитывается 23917 потенциально опасных объектов (ПОО). При этом 41% из общего количества – это пожароопасные объекты, 37% — взрывоопасные, 7,9% — химически опасные, 2,1% — радиационно опасные, 1,85% — гидродинамически опасные, 1,8% — биологически опасные. В тройке лидеров – Донецкая (3020 ПОО), Днепропетровская (2082), Харьковская (1709) области. Наш регион находится на восьмом месте (1138). В зонах возможного химического заражения проживает 12 млн. украинцев.
Что касается Запорожского края, то у нас находится 407 объектов повышенной опасности и 33 химически опасных. Также на учете спасателей состоят восемь объектов высокой степени приемлемого риска, на территории которых есть склады для хранения угля. Среди них – «Бердянский морской торговый порт», «Запорожсталь», «Запорожкокс», «Запорожская тепловая электростанция», «Днепроэнерго», «Украинский графит», «Запорожский речной порт» и «Запорожский абразивный комбинат». По данным ГСЧС, хлор используется на «Запорожском титано-магниевом комбинате» (150 т), «Заводе полупроводников» (0,233 т), «Запорожстали» (0,08 т), «Водоканале» (3 т), энергодарском «Тепловодоканале» (1,6 т), «Кремнийполимере» (150 т).
Конкретно
К слову, в свое время именно «Кремнийполимер» занимал второе место в области по техногенной опасности. (Пальма первенства была и остается у Запорожской атомной электростанции.) По некоторым данным, здесь в мае 1980 года произошло разрушение задвижки аммиакопровода, в результате чего погибло семь человек. В январе 89-го – утечка 6 т хлора. Из современной истории – в мае 2010-го пять сотрудников отравились ядовитыми парами во время ремонта очистительных сооружений. Через год ситуация на предприятии привлекла внимание тогдашнего губернатора Бориса Петрова. По его информации, в ненадлежащих условиях хранились 500 тыс. т химически опасных веществ. Сейчас завод в стадии банкротства. О ситуации с охраной залежей «Правде» рассказал его бывший работник:
– Крупнее склада хлора, чем на «Кремнийполимере» в Запорожской области нет. Даже на ЗТМК намного меньше. Ввиду определенных обстоятельств, предприятие загружено процентов на семь. Зарплаты маленькие, люди уходят. Более того, государственная исполнительная служба взяла и описала пожарные машины, которые находятся на балансе «Кремнийполимера», для того, чтобы выставить на продажу. За несколько лет до этого была штатная пожарная часть, которая относилась к МЧС. Но ее ликвидировали. Тогда руководство приняло к себе на работу этих сотрудников, потому что те знали, какие химпродукты можно заливать водой, а какие нет, знали каждый этаж и каждое хранилище. Охрана – на первом месте, потому что возможная утечка хлора накроет не только Запорожскую область, но и Днепропетровскую. Хотя были и непонятные мне вещи. Допустим, стоит цистерна, которой в обед 40 лет, и никто не знает, что в ней находится. Утилизировать отходы всегда было дорогостоящим мероприятием, потому просто загружали свободные емкости, которые до сих пор так и стоят. Есть цеха, куда заходишь в туфлях, а выходишь босиком.
За официальным комментарием мы обратились к директору «Кремнийполимера» Владимиру Сулиме:
– Сейчас на наших складах хлора «ноль». Хранятся остатки производства еще со времен советской власти, так сказать доставшиеся в наследство. Конечно же, мы обеспечиваем их полную сохранность. Что касается пожарной части. Когда государство отказалось от ее финансирования, мы взяли этот отдел на свое содержание за счет хозяйственной деятельности. Мы выдаем людям зарплату, следим за состоянием техники, приобретаем запчасти. Эти аргументы мы использовали в суде во время тяжбы с исполнительной службой. В мае состоялось заседание Хозяйственного суда, на котором было принято решение в нашу пользу. Мероприятия по безопасности мы всегда выполняли и выполняем в полном объеме.
На предмет защищенности мы также пообщались с замом гендиректора по охране труда и окружающей среды ЗТМК, начальником службы охраны труда Игорем Матвеевым:
– На предприятии постоянно находится несколько сотен тонн хлора, который задействован в технологическом процессе. Мы его принимаем в жидком состоянии и сливаем в специальные емкости, которые постоянно диагностируются. Плюс находится полуфабрикат в виде тетрахлорида титана, из которого мы получаем титан губчатый. Наличие этих веществ предусматривает определенные меры безопасности, дисциплину, необходимое количество средств индивидуальной защиты. Мероприятий нами было выполнено в огромном количестве. Большинство из них были связаны с разрешением на выбросы в атмосферу. Мы заменили фильтры и по многим показателям вошли в норму по ПДК, т. е. предельно допустимой концентрации. У нас установлены чувствительные датчики-газоанализаторы непрерывного действия. В автоматическом режиме при определенной концентрации хлора помимо сигнализации срабатывает так называемая водяная завеса, благодаря чему вещество не распространяется дальше, а оседает на участке. Есть полигон, где мы храним отходы 3-го и 4-го класса. Навели порядок, высадили различные растения, и сейчас там нет той загазованности, которая была раньше.
План
В случае чрезвычайной ситуации в Запорожской области разработан специальный план действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нем определены 19 квалификационных ЧС, которые характерны для нашего региона. На каждую из них разработан соответствующий сценарий по реагированию, который постоянно отрабатывается во время командно-штабных учений (проводятся раз в квартал). Среди постоянных – «План реагирования при аварии с выбросами (угрозой выбросов) опасных химических веществ во время производства, переработки или хранения на территории Запорожской области». Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с ЗУ №877-V от 5 апреля 2007 года «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Потенциально опасные объекты проверяются на протяжении года один раз планово и внепланово.
Справка
Аммиак относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при вдыхании вызвать токсический отек легких и тяжелое поражение нервной системы. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз, органов дыхания и кожу, вызывая обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возможен химический ожог.
Хлор относится к высоко опасным веществам. Глубоко проникая в дыхательные пути, данное вещество поражает легочную ткань и вызывает отек легких. Хлор вызывает острые дерматиты с потением, покраснением и отечностью. Большую опасность для пораженного хлором представляют осложнения — воспаление легких и нарушение со стороны сердечно-сосудистой системы.
Вадим ЕРЧЕНКО
Комментарии:
нет комментариев