misto.zp.ua

Запорожье на старых открытках: чудовища Днепростроя

Запорожье на старых открытках: чудовища Днепростроя

В общем-то, эту подборку почтовых карточек (открыток) времен строительства в Запорожье гидроэлектростанции можно было бы назвать так: «Американская техника на Днепрострое». Потому что именно США, кроме турбин, генераторов и трансформаторов, поставляли на строящуюся за днепровскими порогами ГЭС – за валюту, естественно, всю инженерную технику, включая различной модификации краны и экскаваторы, каких в Советском Союзе не видели и о существовании которых советские люди даже не подозревали. Поэтому фото помещенного на одну из давних открыток дизель-экскаватора было подписано так: «Чудовище Днепростроя». Подпись мне показалась удачной, ее я распространил на всю подборку старых – из десяти штук, днепростроевских открыток. Качества, кстати, они были неважного. Пришлось их изрядно почистить и освежить, чтобы придать им более современный вид.

Если же продолжить разговор о вкладе американцев в строительство Днепрогэса, то я позволю себе цитату из книги путевых очерков авторов потрясающих романов «Двенадцать стульев» и «Золотой Теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка», изданной в 1937 году. Касается она встречи с американским инженером Чарльзом Томсоном, работавшем на Днепрострое, за что он был награжден орденом: «Нам сказали, что Чарльз Томсон, главный монтажный инженер «Дженерал Электрик», — один из лучших, а может быть, и самый лучший шеф-монтер в мире, некоторым образом чемпион мира по монтажу колоссальных электрических машин. В СССР он прожил семь лет, работал на Днепрострое, получил орден Трудового Красного знамени. Томсон стал вспоминать людей, с которыми работал. «Я никогда не забуду минуты, когда монтаж Днепрогэса был закончен и я передал Винтеру рубильник, чтобы он своей рукой включил первый ток. Я сказал ему: «Мистер Винтер, суп готов». На глазах у Винтера были слезы». Книга об Америке у Ильфа и Петрова получилась не интересной, в связи с чем у меня закралось сомнение – а они ли писали «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка», но с американским супом, сваренным в Запорожье на берегу Днепра, они попали в точку.

А теперь я приведу цитату из изданных в 1931 году «Очерков Днепростроя» писателя Федора Гладкова, классика, между прочим, «социалистического реализма»: «Этот бешеный темп работ, этот выросший за полгода целый город, новенький, грохочущий, дымящий молодыми трубами, потрясаемый моторами и массовым трудом восьмитысячной армии рабочих, где миллионы воплощаются с невероятной быстротой в заводы, в машины, в железнодорожные пути на десятки верст, в паровозы, экскаваторы, компрессоры, в жидкий воздух, в американские материалы и орудия труда, — эта лихорадочная трудовая жизнь — совсем другой мир рядом с тихой жизнью захолустного Запорожья». Ключевая фраза здесь – «американские материалы и орудия труда». Ну, а «захолустное Запорожье» пусть останется на совести классика, который и о Днепре крайне негативно отозвался: «Вообще Днепр — ни разливен, ни грозен, ни величав; просто река очень среднего размаха, и мне думается, что наша «кацапская» Ока где-нибудь у Коломны поспорила бы с ним насчет внушительности и претензий на опоэтизирование себя в качестве героини стихотворной или прозаической поэмы. Невольно вспоминается гоголевский «Днепр», и он воспринимается через смех, как разбухшая гипербола, превратившаяся в уродливый шарж». При ближайшем рассмотрении классик оказался… если обойтись без грубостей и вспомнить главного героя кинофильма «Калина красная», чудаком на букву «м». Мне довелось повидать все главные «кацапские» реки – от Амура до Волги [Амур я однажды даже пересекал снизу – по железнодорожному тоннелю, прорытому под рекой]. Каждая из них хороша по-своему, но Днепр – река особенная, отмеченная, я бы сказал, Богом – порогами, уничтоженными при строительстве Днепрогэса.  А вот как классик на букву «м» работу крана на Днепрострое описывал: «Со стрелы крана плавно спускается странный, чудовищных размеров, черный стальной цветок. Четыре его остроконечных лепестка раскинулись в стороны, венчиком вниз, и в пестике его происходит живое движение сложного механизма. На дне широкого колодца в деревянном срубе — груды песку, бьет вода в разных местах, вороша песок, копаются лопатками рабочие. Цветок опускается на дно, и лепестки вонзаются в мокрое тесто, погружаются, дрожат, вдруг начинают складываться и неожиданно превращаются в большой котел, до краев наполненный песком». Это описание похоже на восторг дикаря, впервые увидевшего работу инженерной техники. Еще у меня в запасе имеется фраза из романа Федора Гладкова «Энергия», который тоже посвящен Днепрострою: «Экскаваторы неуклюже и тяжело ползали на гусеницах. Как гигантский богомол, один из них опускал длинную шею и погружал зубастый ковш в груды гранитных обломков. Он кряхтел, дышал с громом и свистом и поднимал в пасти изуродованные отколы скалы». То цветок, то богомол, то чудовище… Что они, интересно, курили, а, коль у них такие галлюцинации случались? Вот еще цитата из гладковских очерков: «Пройдет два года, и эти пороги, гордость щирых украинских националистов, свидетели романтической Запорожской Сечи и бандитских походов Святослава, погрузятся в пучину днепровских вод, подпертых циклопической плотиной». Нет, они ничего не курили, они просто были… на букву «м».

*

Подписи к фото использованы оригинальные — те, которые были помещены на открытках

Бурмашина

Вахитовый дерин [вероятно, переиначенное слово «дерик» — кран; значение слова «вахитовый» для меня осталось загадкой]

После взрыва

У экскаватора

Краны

Работа жесткого дерика [крана, то есть]. Единственная, почти идеально сохранившаяся, открытка

Работа экскаватора. Скальные работы на месте шлюза на левом берегу Днепра

Чудовище Днепростроя

Экскаватор Марион [американский экскаватор Marion]

Электрический экскаватор

Чудовище Днепростроя: оборотная сторона открытки. С лица открытки выглядели не лучше


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |