«Кто не работает, тот ест» – всей своей «кипучей» деятельностью поучали нас до недавнего времени украинские народные депутаты. Но отныне для того, чтобы занимать очередь в парламентскую кассу за своими кровными, им необходимо действительно работать, а не игнорировать заседания ВР или блокировать трибуну. Иными словами, каждому по труду: поучаствовал в голосовании по тому или иному вопросу – на счет капнуло заработанное. Нет – отойдите, товарищ, в сторонку.
Но то – на высшем законодательном уровне, где девятью из десяти народных избранников зарплата воспринимается не более как дополнительные деньги на карманные расходы. А как обстоит дело на местах – например, в запорожском городском совете? Есть ли там свои доморощенные «ахметовы» и «жеваго», которые в мэрию и носа не кажут? Как-никак, 88 штыков в исполнительной власти города представлены, и вряд ли все из них добросовестно выполняют свою работу. Чтобы разъяснить эти моменты, мы обратились к секретарю запорожского горсовета Юрию Каптюху.
– Увы, опыт Верховной Рады в отношении прогульщиков мы перенять не сможем, поскольку депутаты городского совета работают без зарплаты, на общественных началах, – пояснил Юрий Владимирович. – То есть у нас в отношении посещения-непосещения депутатами заседаний городского совета может играть роль только моральный фактор и отношение коллег. Но, отмечу сразу, как таковых злостных прогульщиков в нынешнем созыве нет. Если уж пришел работать в горсовет – будь добр именно работать, а не заниматься, скажем, решением своих проблем или отстаиванием чьих-либо бизнес-интересов. Меркантильные люди в запорожском городском совете на сегодняшний день практически не представлены.
Согласен, занятые в большом бизнесе депутаты горсовета часто сами не могут посетить заседание комиссии или полноценно работать с избирателями. Но в таком случае они обязательно присылают своих доверенных лиц или помощников. Действительно, в какой-то мере это можно назвать отсутствием депутатов на рабочих местах, спорить не буду. Но ведь вопросы, возложенные на них, решаются, и притом в поставленные сроки. Поэтому, хоть и редко видят некоторых депутатов в зале заседаний городского совета, претензий к их работе, по большому счету, нет.
– Насколько мне известно, в местных органах власти часто присутствуют «случайные» люди, которые каким-то образом сумели получить проходное место в партийном списке. И, соответственно, о настоящем уровне их компетенции говорить не приходится...
– Наверное, здесь имеет место быть какой-то естественный отбор: в текущем созыве запорожского горсовета таких людей очень мало. А вот в предыдущих каденциях, действительно, мне приходилось сталкиваться с личностями, которые, извините за выражение, пришли с улицы и имели минимальные знания в сфере обустройства и развития города. За таких своих коллег бывало очень стыдно: им поверили избиратели, а они зачастую не понимали не только что и где говорят, но и главное – зачем. Как может человек, грубо говоря, не вбивший за всю жизнь ни одного гвоздя, вещать с трибуны, как это правильнее делать? С введением партийных списков ситуация изменилась. Некомпетентные люди или, если хотите, проходимцы попросту не были в них включены, а вчерашние «необстрелянные» депутаты в предыдущем созыве сумели наработать хорошую базу, и теперь не уступают другим своим коллегам в подкованности в вопросах жизнеобеспечения Запорожья.
– Юрий Владимирович, а что Вы можете сказать о «клановости» городского совета? Я имею в виду не принцип деления на фракции, а принадлежность депутатских групп к промышленным гигантам нашего города.
– Не думаю, что в этом случае можно говорить именно о «клановости». Не секрет, что крепкие депутаты-хозяйственники в большинстве своем вышли как раз из градообразующих предприятий – тех же «Мотор Сичи» или «Запорожстали», где занимают должности менеджеров среднего и высшего звеньев. Наоборот, мне лично очень жаль, что не представлены в городском совете работники других ведущих заводов – «Запорожтрансформатора», «Искры», «Прогресса». Не знаю, может, такова политика руководства этих предприятий – не делегировать своих представителей в органы местного самоуправления. Но не стоит забывать, что мы все вместе живем и работаем в Запорожье и на его же благо. В горсовете политическая составляющая минимальна, депутаты занимаются не словоблудием, а ежедневным решением проблем города и его жителей.
– Несмотря на то, что депутатские фонды не то что не безграничны – исчерпываются едва ли не в первые недели или месяцы наступившего года...
– Да, это очень больной вопрос. Депутаты крупных фракций горсовета, как известно, кроме работы в комиссиях и на сессиях еще и с избирателями встречаются. Это позволяет говорить о том, что мы в курсе тех проблем, которые волнуют жителей Запорожья. Конечно, все запросы горожан удовлетворить невозможно, особенно с учетом того, что в этом году ввиду ограниченности городского бюджета депутатские фонды составляли всего 10 тысяч гривен. Сумма настолько мизерная, что в экстренных случаях – например, когда нужно было собрать обратившемуся человеку деньги, скажем, на операцию, приходилось объединять три-четыре депутатских фонда. Планировалось их увеличение, но в этом году мы этого сделать не сможем – дай Бог, чтобы хватило средств на решение основных проблем города.
– Юрий Владимирович, напоследок – несколько провокационный вопрос. В парламенте мы часто наблюдаем картину, когда один человек голосует за десяток-другой своих однопартийцев, бегая от одного кресла к другому и лихорадочно нажимая на кнопки. Зафиксированы ли примеры такой «взаимовыручки» на заседаниях запорожского городского совета?
– Чего греха таить – есть такой момент, скрывать не буду (смеется). Но я не вижу в этом ничего криминального. Вышел, допустим, человек на несколько минут из зала после трехчасового сидения в кресле – просто размяться или перекурить, и не успел на голосование. Ну, вот тогда сосед и может за него кнопку нажать. Но такого, как в парламенте, когда десяток депутатов-«бегунов» снуют между рядами и нажимают по 10–20 кнопок, у нас нет. Проголосуют у нас за троих-пятерых отсутствующих коллег – ничего страшного. Мнение-то по тому или иному вопросу на совещании фракции они уже выработали, а оно, как правило, принимается впоследствии единогласно.
Раскрою и еще одну «производственную» тайну: депутаты, которые по каким-то причинам не приходят на сессию горсовета, не получают регистрационных карточек, без которых невозможно участвовать в процессе голосования. Другое дело, не все помнят о том, что их после окончания заседания согласно предписаниям положено сдавать (улыбается). Но это тоже нельзя называть серьезным нарушением. Хотя как секретарь городского совета напомнить депутатам о существовании такой процедуры через ваше издание считаю своим долгом...
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев