
Многие думают, что ядерные объекты – это атомные станции или смертоносные боеголовки. Однако есть генерация, не относящаяся к оружию и энергетике. Использование ядерных технологий в неэнергетических целях – не новинка в прогрессивном мире. В медицине радиационные изотопы (радиофармпрепараты) используются при диагностике и лечении онкозаболеваний. В сельском хозяйстве радиационное облучение позволяет обеззараживать семенной материал и продукты питания.
Фермерам и огородникам знакома головная боль, связанная с колорадским жуком, поедающим ботву картофеля. В 1950-х годах, когда «радиация» еще не использовалась, мы и получили этого американского вредителя, а еще долгоносика в пшенице. Со временем пришли ионные (радиационные) технологии, в Одесском морском порту заработала линия по радиационной обработке продуктового сырья. К сожалению, сегодня ее уже нет. Поэтому из-за долгоносика за последние три года в наших закромах образовалось до 45% испорченной пшеницы. Таким образом, радиационные технологии для Украины становятся экзотикой, в то время как во всем мире отказываются от импорта необлученных продуктов. В Израиле радиационное обеззараживание поставлено на поток, Китай также в рамках научно-промышленного шпионажа заимствует зарубежные ядерные технологии. В Украине же установки по лучевой обработке пищевых продуктов закрываются, а с ними и рынки сбыта. Как пример: прошлогодняя история с отказом Китая от украинской пшеницы из-за присутствия в ней долгоносика. Причина торможения развития ядерной отрасли банальна – отсутствие финансирования.
А ведь использование ядерных инноваций в сельском хозяйстве повысит урожайность, увеличит сроки хранения и уничтожит болезнетворные организмы в пищевых продуктах, а в медицине – усовершенствует диагностику и лечение онкозаболеваний. В результате страна может выйти на мировые рынки, а с этим вырастут и бюджетные поступления.
Как достичь этой благородной цели недавно журналистам рассказали ведущие ученые страны на семинаре, организованном информационно-аналитическим центром по вопросам ядерной энергетики Украины и других стран совместно с Институтом ядерных исследований (ИЯИ) НАН Украины. Главный научный сотрудник ИЯИ НАН Украиныдоктор технических наук Виктор Сахно и профессор кафедры АЭС Одесского национального политехнического университета ответственно заявили, что использование мирного атома в АПК приведет только к росту экономики в государстве.
Исследовательский реактор
Мероприятие прошло на базе единственного в Украине исследовательского ядерного реактора. У этого режимного объекта почтенный возраст – запущен в эксплуатацию в 1960 году. Сам основоположник мирной ядерной энергетики академик Игорь Курчатов приезжал на презентацию установки. Реактор внешне напоминает огромный бак, диаметром до 3 м, высотой – до 5 м. Его окружает бетонная стена с метровой толщиной. К крышке ведет металлический мост. Вверху видна тяжелая стальная пробка весом около тонны (ее поднимают с помощью крана). Эта пробка закрывает отверстие, через которое загружают урановые стержни.
Реактор предназначен для исследований в разных областях науки и техники, а также для производства изотопов, необходимых в медицине и промышленности. Установка практически безопасна, а защитные барьеры расположены так, что не позволяют реактору выбрасывать вещества в окружающую среду. Даже в нестандартной ситуации он не причинит вреда здоровью людей, проживающих за санитарно-защитной зоной. У Киевского ИЯИ, где работает исследовательский ядерный реактор, имеется достойная производственная база и кадровый потенциал ученых-разработчиков, а также наработки по изготовлению изотопов для текущих потребностей внутри страны.
Однако, чтобы начать производство, нужно запустить и поддерживать работу реактора, а это стоит около 12 млн грн в неделю. Государство, которому и принадлежит предприятие, вообще не содействует использованию возможностей института и реактора. У коллектива ИЯИ есть заказы, например, из Китая, «но их недостаточно, чтобы загрузить реактор даже на минимум, необходимый для пуска», – рассказал журналистам заместитель главного инженера реактора института Валерий Шевель.
Тем временем во всем прогрессивном мире подобные реакторы строят, развивают и используют как для исследовательских целей, так и для коммерческих. На сегодня 247 исследовательских реакторов работают в 60 странах мира. Больше всего – в России (52) и США (42). Китай также наращивает базу – там работают 15 исследовательских реакторов. Самый мощный в мире исследовательский реактор запустят в 2020 году в Ульяновской области (РФ), он будет работать над проектами развития глобальной ядерной энергетики. И в России, и в США, и в Китае исследовательские реакторы строятся и поддерживаются в рамках государственных программ. Они проводят исследования и выполняют заказы с учетом потребностей государства.
АПК
Благодаря лучевой обработке обеззараживаются продукты питания, предназначенные для импорта или экспорта, замедляется прорастание растений, повышается урожайность, стерилизуются или утилизируются вредные насекомые. Не беспокойтесь, это не смертоносное радиоактивное излучение, а радиационное ионизующее облучение, которое передает высвобожденную вследствие распада атомов в реакторной установке энергию.
Метод хорош тем, что после облучения в пище не остается остаточной радиации и она безопасна для человека, к тому же сохраняется весь полезный набор. Такой способ обработки используется в США, Великобритании, странах ЕС (всего 69 стран) и строго контролируется МАГАТЕ (Международное агентство по атомной энергии). Ионные технологии также дали мощный толчок развитию селекции растений.
Наибольшее количество облучателей расположено в Китае (40%) и США (39%). В Украине таких установок нет. Единственный работающий аппарат вышел из строя в конце 2000-х и до сих пор не восстановлен. При этом успешно работает за рубежом облучающая установка, разработанная Киевским ИЯИ. Ближайший современный центр облучения находится в России, где корпорация «Росатом» открыла два многофункциональных центра обработки продукции с общей мощностью 6 тыс. тонн продукции в год.
Ядерная медицина
Ежедневно 450 человек в Украине узнают, что у них рак, и эта неутешительная статистика не уменьшается. Более 30% всех случаев онкологических заболеваний диагностируется на поздних стадиях. По данным Всемирной организации здравоохранения, онкозаболевания занимают 13% в структуре общемировой смертности. Ядерная медицина (с применением радионуклидных фармацевтических препаратов) помогает в случаях, когда обычные методы диагностики бессильны.
Об этом на упомянутом семинаре рассказала заведующая диагностическим отделением (позитронно-эмиссионная томография – ПЭТ/КТ) Киевского Центра ядерной медицины Елена Олейниченко: «Метод диагностики, который используется в ядерной медицине, позволяет не только рассмотреть, как выглядят те или иные участки органов и тканей, но и увидеть, как протекает обмен веществ в клетках организма. Такая диагностика помогает врачам увидеть «портрет» болезни, позволяет различать опухоли размерами даже от 4 мм», – отметила эксперт.
В Украине Центр ядерной медицины создан в 2011 году и открыт на базе Киевского городского клинического онкологического центра. За пять лет существования в ПЭТ/КТ отделении был обследован 6121 пациент. В Украине всего лишь 4 ПЭТ-сканера. Для сравнения, в России функционирует 24 ПЭТ/КТ-томографа, также 220 отделений радионуклидной диагностики и 58 активных больничных коек для соответствующей терапии.
Почти 80% деятельности в ядерной медицине зависит от поставок радиоизотопов, которые в зависимости от вида «живут» от 4–5 часов до нескольких суток. В Украине эти элементы могут производить в Киевском институте ядерных исследований. «На нашем оборудовании мы можем производить радиоизотопы и обеспечивать ими украинские онкологические центры, а также поставлять данную продукцию на экспорт», – рассказывает Валерий Шевель. Однако полноценное производство до сих пор не налажено. Для украинских ПЭТ-центров радиофармпрепараты доставляются из-за рубежа (отсюда и дороговизна обследования – одна только себестоимость составляет 8 тыс. грн).
Мировой рынок этой продукции делят США, Великобритания, Италия, Германия и Россия. Последняя недавно создала новую компанию «Русатом Хелскеа» для увеличения своей доли на мировом рынке, объем которой в 2017 году по прогнозам достигнет $8 млрд.
А в это время в детище отечественной науки, коим является КИЯИ, простаивает адронный коллайдер, а точнее ускоритель частиц. Говорят, не работает потому, что поглощает много энергии. И это в стране – потенциальном экспортере электроэнергии! Да и исследовательский реактор полноценной загрузкой не радует, а при Союзе работал 3–4 тысячи часов в год. Интересно, государству когда-нибудь станет дело до отечественной науки, готовой, как говорится, в любую погоду отдать свои мозги ради процветания Украины?
Наталья НЕСТЕРЕНКО

























Название издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета "
Комментарии:
нет комментариев