misto.zp.ua

Выбрав французскую модель государства, Украина не стала Францией, а быть Германией не желает

Сегодня Украина в очередной раз находится в состоянии конституционной реформы. Очередные наши усилия в этом направлении получат высокие оценки со стороны европейских экспертов и демократических институтов. И многие специалисты уже уверены в том, что преобразования окажутся... неэффективными. Почему европейский опыт не прививается в Украине, поясняют только критики украинских Конституций и оппозиционеры. Власть и разработчики Основных законов каждый раз вначале захлебываются в оптимистичных прогнозах, а после провалов конституционных экспериментов предпочитают отмалчиваться.

Вот и нынешний «возврат к Конституции 2004 года» преподносится как панацея от всех политических недугов Украины. А ведь страна жила по этой Конституции достаточно долго, более пяти лет – с момента ее вступления в законную силу в 2005 году (некоторые положения вступили в силу с 1 января 2006) и до ее фактической отмены Конституционным судом в 2010-м, уже при президентстве Януковича. Этот период ознаменовался политическим кризисом, досрочными выборами парламента, парализацией власти в результате конфликта президента и премьера. Противоречие задумки и реальности налицо. Чтобы понять его суть, нам придется сделать небольшой экскурс в историю конституционного процесса в Украине.

Конституция 1996 года

На заре независимости бывшая советская республика выбирала дальнейшую форму своего демократического существования. Выбор, по большому счету, состоял из двух путей развития – по французскому варианту или по германскому. Аргументы в пользу того или иного варианта и тогда, и сейчас остаются практически неизменными. Новая национально-демократическая элита видела страну только унитарной и моноэтнической. Их оппоненты указывали на то, что украинское общество многосоставное, сегментированное, и предлагали воспользоваться федеративным опытом Германии, который среди прочего уже продемонстрировал эффективность при интеграции ГДР. Как мы уже знаем, восторжествовал тогда (в условиях запрета основной оппозиционной силы – Компартии) патриотический идеализм.

Хотя все последующие выборы в стране, вплоть до настоящего времени, демонстрировали выраженный электоральный раскол номинально унитарного государства, с 1996 года эта унитарность была закреплена в Конституции Украины. Основной закон определял страну как президентско-парламентскую республику, подобную Франции. Но для Европы настолько широкие полномочия президента, какие прописаны в Конституции 1996 года, беспрецедентны. Даже у Путина юридически не имеется столько полномочий, сколько было их у Кучмы, у Ющенко в первые месяцы его президентства, у Януковича после беспрецедентного решения КС, принятого 30 сентября 2010 года, и у президента, который будет избран 25 мая, если его возможности не будут ограничены.

Кстати, в 90-е годы голоса в пользу федерализации страны если и раздавались, то больше из национально-демократического лагеря, когда его лидеры не были уверены в сильном представительстве западных регионов страны в Верховной Раде и рассматривали возможность внутренней автономии в первую очередь для Галичины. А такая неуверенность появилась у них после отмены в 1994 году запрета КПУ, уверенно побеждавшей затем на парламентских и местных выборах на востоке Украины. В частности, сторонником федерализации страны считается Вячеслав Черновол – один из «отцов-основателей» независимой Украины. А период «сильного президента» в Украине закончился рядом попыток свержения «диктатуры» и оранжевым Майданом 2004 года.

На рубеже тысячелетий

16 апреля 2000 года прошел всеукраинский референдум об изменении Конституции. Украинцы высказались утвердительно по всем его четырем вопросам:

1) о введении двухпалатного парламента; 2) о праве президента распускать парламент; 3) о сокращении депутатов Рады до 300; 4) об отмене депутатской неприкосновенности. Все эти инициативы были направлены на усиление роли Кучмы (даже двухпалатный парламент, верхняя палата которого должна была формироваться при участии президента). Но никаких последствий референдум не получил – парламент не вносил изменений в Конституцию, а к концу своей второй каденции Кучма занял противоположную позицию – урезание полномочий своего будущего преемника.

В результате достигнутого в 2004 году компромисса между основными политическими силами и лидерами было принято конституционное соглашение, а парламент внес соответствующие изменения в Основной закон в декабре 2004. Некоторые из них вступили в силу 23 января 2005 года, после инаугурации Виктора Ющенко, еще часть – 1 сентября 2005, а остальные – 1 января 2006. Эти события получили название «Конституционная реформа 2004 года», результатом которой стал фактический переход к парламентско-президентской форме правления.

Наконец, с 30 сентября 2010 Украина вновь живет по Конституции 1996 года, и сегодня все стороны политического противостояния – как национально-демократические, так и «регионалы» с коммунистами – в той или иной мере разделяют идею ограничения полномочий президента, децентрализации власти, а некоторые вообще федерализации страны. По крайней мере, они декларируют такую позицию. Аргументы, как уже говорилось, приводятся те же, которые приводились в 2004 году. Некоторые публикации и сюжеты тех лет о конституционной реформе можно, даже не переписывая, тискать в номер или в эфир. Значит ли это, что мы восторженно и сознательно стремимся в тупик, подобный конституционному кризису 2007 года?

Что-то с памятью моей стало

Ларчик открывается просто, если вспомнить, что конституционная реформа 2004 года была задумана как двух-этапная. На первом этапе принимались изменения, касающиеся полномочий центральных органов власти – президента, правительства, парламента, их перераспределения в пользу парламента. На втором – расширение полномочий местного самоуправления. То есть децентрализация власти. В определенной мере лидеры Майдана и оранжевых политических сил получили поддержку украинцев благодаря этой обещанной децентрализации. И это доверие революционные вожди не оправдали. Первая часть реформы была реализована ими еще до «третьего тура» президентской кампании-2004, а о второй они просто «забыли», придя к власти.

Сегодня же среди преимуществ «возвращения к Конституции 2004 года» указываются все составляющие задуманной тогда конституционной реформы, в том числе и те, которые так и не были воплощены в жизнь. Среди нереализованных преобразований – ликвидация системы государственных администраций (должностей губернаторов и глав РГА) и возвращение вместо них исполнительных комитетов местных советов, а также создание Всеукраинских учредительных сборов (органа, в котором представлены депутаты всех уровней – парламента и местных советов) с достаточно широкими полномочиями.

После победы Майдана-2004 об этих инициативах редко кто вспоминал вообще. И вот сегодня они вновь извлечены из политической аптечки, чтобы излечить вирус сепаратизма. Однако многие специалисты, хоть и сходятся во мнении, что сильный институт президентства в Украине только вызывает метастазы диктатуры, уверены: теперь «таблетки» децентрализации уже недостаточно. Среди них – запорожский политолог, директор Центра прикладных политических исследований Андрей Плыгунов, который разработал собственный (пока «черновой», по признанию самого автора) проект Конституции Украины как… федеративного государственного образования.

Прямая речь

– Среди недостатков Конституции-2004 – процедура назначения правительства, которая не обязывает президента подавать кандидатуру премьера, – рассказал «Правде» Андрей Плыгунов. – Вспомним, что в 2006 году, когда была создана антикризисная коалиция под руководством Партии регионов, Ющенко не вносил кандидатуру Януковича, пока не выдавил из него подписание «Универсала национального единства». При этом, в сущности нарушая Конституцию, произвольно ее толкуя.

Еще один недостаток, наследие 1996 года – неясное разграничение компетенции в целом ряде вопросов между президентом, правительством и такими органами, как СНБОУ и Администрация президента, которые превращались в параллельные пропрезидентские правительства при конфликте между президентом и премьером. Этот конфликт, можно сказать, изначально заложен в Конституцию-2004. На практике она эффективно работала только несколько месяцев при президенте Януковиче, который имел подконтрольный парламент и правительство, сформированное из своих сторонников. То есть, если премьер и президент из одной партии, то у президента остаются широкие реальные возможности, а если они противники, то просто друг друга блокируют.

Согласно формуле авторитетного американского политолога, автора фундаментального труда «Демократия в многосоставных обществах» Аренда Лейпхарта, кстати бывавшего в Украине, общественные противоречия, подобные украинским, могут быть решены при соблюдении четырех условий. Два основных – участие всех значительных социальных групп в принятии политических решений и их широкая автономия в решении внутренних вопросов. Еще два условия – пропорциональное представительство в политическом процессе и право вето меньшинства. Эти условия должны лечь в основу конституционного процесса.

При создании второй палаты парламента или Всеукраинских учредительных сборов действительно пропорциональная система может быть подменена у нас таким представительством территорий, при котором все административно-территориальные единицы представлены равным количеством делегатов. Т.е. один голос жителя малонаселенной области равен двум-трем голосам жителей другого региона. Подобным образом в Евросоюзе этот принцип не реализовывается, там учитывается количество избирателей.

В Германии и Австрии к тому же предусмотрены компенсационные мандаты для малочисленных регионов, а также принцип, согласно которому вторая по численности фракция в местном совете должна быть представлена как минимум одним депутатом в верхней палате парламента, чтобы представительство не было однопартийным. Верхняя палата обладает правом накладывать вето на законопроекты нижней палаты, сформированной по итогам всеобщих выборов.

Наконец, нынешний разговор о децентрализации, как мне кажется, может быть попыткой заболтать тему и не передать впоследствии на места реальные полномочия, как это произошло в 2004 году. Децентрализация власти является реформой, которая может быть в сжатые сроки, менее чем за одну президентскую каденцию, свернута. У нас были исполкомы, мы распустили их, заменили администрациями, теперь переименуем администрации обратно в исполкомы, и такие «реформы» можно проводить и дальше.

Условием обеспечения автономии территорий в решении внутренних вопросов может стать реализация у нас той политической модели, которая состоялась в Германии, где бюджетная и гуманитарная сферы – языковая, культурная, образовательная политика – не относятся к компетенции правительства, где нет федерального министра образования или культуры, а есть только земельные министры и т.д.

Владимир НОСКОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Денис | 22.05 2014 в 17:04
"Очевидцы вооруженного нападения боевиков в селе Благодатном рассказали, что наемники казнили 10 безоружных украинских военнослужащих. Атака на расположение 51-й бригады украинских вооруженных сил закончилось жестокой расправой над солдатами, которых поставили на колени. Бой начался недалеко от российско-украинской границы, когда еще было темно. Они действовали при поддержке бронетехники и боевых вертолетов. Часть из них прибыли на место на машинах "Приватбанка". 14:28 / 22.05.2014 93379 265 комментариев Боевики Коломойского перед расстрелом ставили солдат на колени Очевидцы карательной операции в селе Благодатном рассказали, что наемники казнили 10 безоружных украинских военнослужащих. Очевидцы вооруженного нападения боевиков в селе Благодатном рассказали, что наемники казнили 10 безоружных украинских военнослужащих. Атака на расположение 51-й бригады украинских вооруженных сил закончилось жестокой расправой над солдатами, которых поставили на колени. Бой начался недалеко от российско-украинской границы, когда еще было темно. Они действовали при поддержке бронетехники и боевых вертолетов. Часть из них прибыли на место на машинах "Приватбанка". – Парни сказали, что бой начался около пяти утра. К ним подъехали люди на машине и начали стрелять, – рассказал LifeNews источник в местной милиции. По данным ополченцев, неизвестные открыли огонь по украинским военным, отказавшимся ранее стрелять по мирным жителям. – Жители Благодатного встали на защиту своих домов. Солдатам приказали подавить сопротивление. Те отказались стрелять в людей, и в итоге их наказали, – говорит источник в штабе командования самообороны. – Они убили нескольких солдат, четверых или пятерых, а затем поставили 10 человек на колени и расстреляли их. Это раненые рассказали. Собеседник считает, что это была карательная операция по заказу олигарха Игоря Коломойского – владельца "Приватбанка", известного тем, что он финансировал протесты на майдане и выплачивал вознаграждения бойцам "Правого сектора". В распоряжении LifeNews оказался список раненных в карательной операции в селе Благодатном. Судя по возрасту, среди них много новобранцев: 1. Адамарчук В.А., 1983 г.р. 2. Рыбак М.В., 1994 г.р. 3. Иванчук А.М., 1990 г.р. 4. Волох Д.Р.,1998 г.р. 5. Андрощук Н.А., 1979 г.р. 6. Рудец А.Н., 1984 г.р. 7. Перчук П.В., 1990 г.р. 8. Вальчук В.В., 1986 г.р. 9. Моравский Э. Л., 1969 г.р. 10. Андрощук Ю. В., 1987 г.р. 11. Федоришин А. В., 1987 г.р. 12. Поханский А. Ю., 1991 г.р. 13. Андрейчук П. Д., 1991 г.р. 14. Пащенко С. А., 1988 г.р. 15. Вознюк М. П., 1990 г.р. 16. Серенко В. В., 1975 г.р. 17. Шостак Д. В.,1985 г.р. 18. Шапранюк Р. В., 1978 г.р. 19. Лыс И. И., 1993 г.р. 20. Лесько М. В., 1994 г.р. 21. Шестюк Р. В., 1978 г.р. 22. Тарасенко Р. Н., 1983 г.р. 23. Прокопчук В. И., 1991 г.р. 24. Ткачук Ю. В., 1992 г.р. 25. Олексюк А. И., 1988 г.р. 26. Овчарук В. Б., 1987 г.р. 27. Махновец В. И., 1979 г.р. 28. Теренко В. А., 1980 г.р. 29. Шафранюк А. В., 1985 г.р. 30. Гайдым В. П. 1991 г.р. 31. Феофилин А. В., 1987 г.р. 32. Шостак Д. В., 1985 г.р. 33. Матьяж В. И., 1992 г.р. 34. Ивандроп А. В., 1986 г.р" На сайте lifenews.ru есть соответствующее видео

Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Валерий Зотов, главный редактор газеты Правда«ПРАВДА» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самую эксклюзивную информацию о нашем городе, ее истории, жизни. 

Наш слоган: ПРАВДА, и ничего кроме правды!

 

Контакты

Учредитель и издатель:
Медиа-проект, ООО
Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, ул. Украинская, 52
Главный редактор:
Валерий Зотов
Телефоны:
787-48-12, 787-48-13
Интернет-сайт:
www.pravda.in.ua
E-mail:

Подписной индекс:
96345

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |