Лента статей
Про СМИ

Главный редактор Галина Ивановна СтицинаГазета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адрес редакции:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.
Телефон:
787-52-11
Справки о приеме частных объявлений:
787-51-84
Подписной индекс:
40488
Интернет-сайт:
www.mig.com.ua

Подробная информация

misto.zp.ua

Вячеслав Редя: “Музыка – душа и мозг Вселенной”

Вячеслав Редя: “Музыка – душа и мозг Вселенной”

Позволим себе перефразировать классика…
“Мы говорим Вячеслав Редя – подразумеваем Запорожский симфонический оркестр. Мы говорим Запорожский симфонический оркестр – подразумеваем Вячеслав Редя”. Такая ассоциация не случайна: именитый Маэстро, народный артист Украины стоит за дирижерским пультом этого прославленного коллектива Запорожской областной филармонии больше трех десятилетий.

С истоков столь продолжительного сотрудничества и началась наша беседа с Вячеславом Редей накануне его юбилея: 20 октября Маэстро исполняется 65 лет.

Беготня с места на место распыляет силы

– Вячеслав Васильевич, 33 года с одним и тем же коллективом – серьезный срок. И вызывает глубокое уважение. Ведь часто бывает, что, “достигнув степеней известных”, творческая личность стремится найти себя в столице, а то и за рубежом. Вы же остаетесь верны Запорожскому симфоническому. В чем причина такого постоянства? Неужели в отсутствии амбиций?

– Что до срока, то, если быть точным, в следующем году нашему сотрудничеству исполнится 35 лет… В 1986 году я приехал в Запорожье в качестве второго дирижера оркестра, а уже в январе 1987 стал главным дирижером, наверное, самым молодым главным дирижером в Украине. Конечно, пришлось походить по высоким кабинетам [должность по тем временам была номенклатурная], рассказывать о своей программе…

А что касается амбиций… Например, Евгений Мравинский [в 1939-1988 гг. – главный дирижер Симфонического оркестра Ленинградской филармонии – ред.] 50 лет работал только со своим коллективом, и даже на гастроли не ездил. А имя его до сих пор помнят… На западе ситуация зачастую противоположная из-за контрактной системы. Поработал с одним оркестром, получилось-не получилось – контракт закончился, дирижер ищет другую работу, за чужой оркестр у него сердце не болит…

Я считаю, что беготня распыляет силы. Мне хотелось создать что-то значимое здесь. Идти от ступени к ступени, каждая из которых – победа.

Безусловно, были разные этапы. Но музыка границ не имеет. Моцарт есть Моцарт – и в Зальцбурге, и в Киеве, и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Запорожье. И сделать так, чтобы Вольфганг Амадей звучал в нашем городе качественно, а в концертном зале были аншлаги – в этом был определенный азарт.

Чем искупить «ересь» отказа от абонемента?

– Для качества нужны отменные музыканты и инструменты, для аншлагов – разнообразный репертуар и огромная организационная работа…

– В самом начале, чтобы привлечь талантливых исполнителей, мне удалось добиться выделения 200 квадратных метров жилья, а филармония провела всесоюзный конкурс, где было по шесть-восемь человек на место.

Я понимал, что только на классике оркестр не выживет, следовательно, нужно исполнять и современную, и популярную музыку. Мы приобрели новые инструменты, в том числе французские саксофоны, которые до сих пор служат, валторны, и такой довольно экзотический инструмент, как альтовая флейта.

С ее появлением связана такая история…

Я предложил руководству отказаться от абонементов на концерты, которые распространялись на заводах и в учреждениях. Хотя это были живые деньги, навязанные абонементы не означали появления их владельцев в концертном зале. Мы же сделали ставку на приглашение известных солистов – Михаила Петухова, Марии Чайковской, Евгения Ржанова, Николая Сука, Богодара Которовича, Виктора Пикайзена.

А также ввели авторские концерты знаменитых композиторов. И зрителям очень понравилось общение «живьем», например, с Евгением Станковичем, который написал музыку к сериалу «Рожденная революцией» и картине «Ярослав Мудрый»; с автором музыки к фильмам «Война и мир» и «Андрей Рублев» Вячеславом Овчинниковым; Мирославом Скориком, чьи произведения украсили фильмы «Тени забытых предков» и «Перевал»; блестящим симфонистом Андреем Эшпаем, который чрезвычайно плодотворно сотрудничал с кинематографом.

Андрей Яковлевич был, кстати, первым из наших именитых гостей. Когда я пригласил его провести в Запорожье творческий вечер, он сказал, что согласен, более того, готов дать вторую премьеру своей новой 5-й симфонии [первая состоялась в Москве], – если в оркестре есть та самая альтовая флейта. Я обзвонил кучу баз и инстанций, но инструмент достал. А на генеральной репетиции Андрей Эшпай сказал, что музыка состоялась. Для меня это было серьезным признанием оркестра.

Мозгу нужно предлагать качественную пищу

– Высокая оценка профессионала и любовь широкой публики – несколько разные вещи. Можно пригласить хоть тысячу живых классиков, но если у слушателя не воспитан вкус, их искусство будет им до лампочки. Как удается «лупати цю скалу» обывательства?

– Если поставить на один конец условной шкалы классику в качестве элитной музыки, а на другой – откровенную попсу, то между ними есть множество течений и направлений. Все они имеют право на существование, и обозначить грань, что является высоким искусством, а что «легким», почти невозможно. «Шутку» Баха или фрагменты «Времен года» Вивальди знают все, но разве это делает их «попсовыми»? В то же время все джазмены учат Баха, а современные композиторы, как, например, Альфред Шнитке и Астор Пьяццолла используют в своих произведениях цитаты из классиков и стилизации.

Думаю, слушателю просто нужно предлагать качественную музыку, к какому направлению она бы ни принадлежала. И в какой-то мере полагаться на его здравомыслие. Грубо говоря, вы ведь не станете есть все подряд, включая подгнившее или протухшее. Так и мозг нужно питать качественным продуктом.

Безусловно, предложение качественной музыки лучше делать в детстве. И мы много лет занимаемся воспитанием собственной публики на детских и выездных концертах в школы, а также в проекте «Филармония – детям». И ребята уже сами за ручку ведут на концерты взрослых, мам, пап, бабушек, дедушек…

Приходите и спите! Только не храпите!

После концертов многие слушатели делятся впечатлениями. Кто-то говорит, что время для него в какой-то момент остановилось, и «пришла» важная информация. Другой человек принял важное решение. Кого-то музыка лечит. Кто-то задремал… – и это тоже хорошо! Значит, человек расслабился. Поэтому приходите и спите, только не храпите!

– Если конкретно: чем вы руководствуетесь при выборе произведений для той или иной программы?

– В выборе репертуара базисом является классика. Но живя в XXI веке, мы должны исполнять старинную музыку так, чтобы в ней присутствовало ощущение сегодняшнего дня. А к современным композиторам относиться как к классикам. Проект «Композитори Запоріжжя запрошують» нацелен именно на это. Творцы получают стимул писать новые произведения, чтобы они имели продолжение в жизни.

Есть в нашем репертуаре и эстрадно-симфонические и романтические программы, музыка из фильмов… Красивой музыки море! Порой не знаешь, за что хвататься. Всякий раз восхищаешься. Вообще любое произведение перед исполнением нужно искренне полюбить. Чтобы придать ему что-то свое и неповторимое… И когда в зале спиной чувствуешь тишину, понимаешь, что попадаешь в вибрацию. Это кажется простым, но за легкостью стоит большой труд всего оркестра.

Играем чисто, вместе и с нюансами

– Кстати, об оркестре. Как удается добиваться ансамблевости 80-ти творческих личностей? Не хотелось бы иногда вместо дирижерской палочки иметь дубинку, как в средневековье?

– В жизни и общем творчестве всякое случается. Но я никогда никому не препятствовал делать карьеру, некоторые музыканты работают в других оркестрах, в том числе в Киеве. Главное – не хранить обиды. Есть более важная цель – играть чисто, вместе и с нюансами. Споры могут возникнуть на стадии принятия концепции исполнения.

Нотные значки сами по себе молчат, и наша задача – каким образом их озвучить. И в нотах написано далеко не все. Музыка заключена в нюансах. Как воплотить три «форте» у Бетховена, чтобы получилось цунами? Или что такое шесть «пиано» в Шестой симфонии Чайковского? Или такое указание piano sonore – тихо, но звучно? Но когда предлагаемое дирижером решение «звучит», уже не надо никого убеждать.

Об увлечениях и дурных привычках

– Во время карантина вы занялись совершенствованием итальянского языка. Каковы успехи?

– Освоил его на уровне А1, приступил к А2. На интуитивном уровне понимаю все. Переписываюсь по-итальянски с коллегами, с которыми мы задумали оперный проект «Овации семи континентов». Приятно, когда тебя понимают. Продолжение следует, мозги надо развивать&61514; Сейчас моя цель – научиться говорить правильно. А это непросто.

– Приходилось ли вам бороться с вредными привычками?

– … Открою секрет… Много лет курил, и родители об этом не знали. Четыре года назад занялся спортом. Без фанатизма&61514; Плавание, настольный теннис, оздоровительная гимнастика «Спас». Почувствовал, что при определенных нагрузках организму кислорода не хватает. Потом стоял как-то на балконе, в одной руке телефон, в другой сигарета, подумал: да сколько можно? И бросил.

Пачка сигарет до сих на балконе валяется. Никаких страданий не испытывал. В весе не набрал. Правда, вкусы в еде изменились: стал меньше есть сладкого. А еще стал лучше ощущать запахи. Табак их забивал.

Лучше тратить деньги на детские концерты, чем потом содержать тюрьмы

– Вы были депутатом городского совета. Есть что вспомнить? Политика что-то значит в вашей жизни?

– В последнее время к политике остыл… Собственно, у меня никогда не было желания сделать политическую карьеру. Работа в горсовете занимала много времени, сил… Хотя было интересно. Это затягивает: личные приемы, письма, помощь… Я был членом гуманитарной комиссии, которая преимущественно просит денег и особого влияния не имела… Но поддерживать культурные проекты удавалось. В частности, наш фестиваль «Аккорды Хортицы». Удалось убедить коллег, что лучше потратить деньги на детские концерты, чем потом тратить их на тюрьмы.

– Как по-вашему, что первично: экономика или культура?

– Это взаимосвязано, но если экономист или предприниматель бескультурен, то никакой экономики не будет.
Культура главенствует в любой отрасли. Дети, которые занимаются музыкой, становятся более успешными в жизни, так как у них развиваются оба полушария головного мозга. Кстати, все лауреаты Нобелевской премии увлекались музыкой.

… Экономика – лишь часть человеческой жизнедеятельности. А Музыка – Душа и Мозг Вселенной.

Анна Чуприна


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
МИГ
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
ПОРОГИ
MISTO.ИНФОРМ
РОСТ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |