
Учитывая актуальность темы федеративного устройства государства, ПОЗИЦИЯ продолжает обзор всех 24-х существующих в настоящее время в мире федеративных государств: как они были созданы, какое влияние субъекты имеют на центральную власть, а она на них, как разграничены полномочия между ними.
Республика Южный Судан
Дата создания: 9 июля 2011 года
Форма правления: президентская республика
Место в мире: площадь – 644 тыс. кв. км (42-е), население – 8,2 млн. (92-е), ВВП – нет данных
Составные части: десять штатов
Южный Судан получил независимость в результате многолетнего вооруженного конфликта с центральным правительством в Хартуме. Принятая на основе Декларации о независимости временная Конституция провозглашает Южный Судан «полиэтническим, поликультурным, полилингвистическим, многоконфессиональным и мультирасовым демократическим децентрализованным государством». Предполагается, что Конституция будет действовать до 2015 года, после чего планируется принять постоянный основой закон.
Временная Конституция устанавливает, что в течение переходного периода будет действовать парламент, состоящий из двух палат – Национальной ассамблеи (нижняя) и Совета штатов (верхняя). В Нацассамблею войдут члены действующего Законодательного собрания Южного Судана и все южносуданцы, которые были членами парламента Судана. В Совет штатов войдут южане, представлявшие регион в верхней палате общесуданского парламента, еще 20 человек будут назначены президентом.
Президент Южного Судана, избранный на всеобщих выборах еще до отделения, наделен широкими полномочиями. Он является одновременно главой государства и правительства, обладает правом объявлять и отменять чрезвычайное положение, инициировать поправки в Конституцию, отправить в отставку губернатора штата и распустить местный законодательный орган.
Временная Конституция закрепляет федеративные принципы децентрализации и разделения полномочий между уровнями власти. У штатов декларируется наличие собственных конституций, законодательных и исполнительных органов власти. Границы штатов могут быть изменены в случае получения одобрения в 2/3 голосов в Совете штатов. В Конституции подробно расписаны полномочия разных уровней власти. К ведению центрального правительства отнесено 58 полномочий (среди них оборона, внешняя политика, вопросы гражданства, регулирование кредитно-денежной сферы), к ведению штатов – 42 (социальное обеспечение, внешние и внутренние займы, управление имуществом штата, медпомощь, лицензии на торговлю). В категорию совместного ведения входит 34 функции (высшее образование и научные исследования, политика в области здравоохранения, банковское дело и страхование, речной транспорт, борьба со стихийными бедствиями). Все местные языки признаются национальными языками, им гарантируется защита, однако официальный статус имеет только английский язык.
Союз Коморских Островов
Дата создания: 6 июля 1975 года
Форма правления: президентская республика
Место в мире: площадь – 2,23 тыс. кв.км (180-е), население – 794 тыс. (162-е), ВВП – $800 млн. (204-е)
Составные части: три острова
Острова Коморского архипелага Гранд-Комор, Анжуан, Мохели и Майотта получили централизованное управление лишь в XIX веке вместе с французской колониальной администрацией. В декабре 1974 года в ходе референдума жители трех островов высказались за независимость, а на Майотте – за сохранение в составе Франции. Несмотря на это, Конституция Комор в первой статье называет Майотту частью федерации. При этом на других островах также сильны сепаратистские настроения. Так, в августе 1997 года Анжуан и Мохели объявили об отделении, но вскоре вернулись в состав страны. В 2008 году для подавления сепаратистов на Анжуане потребовалось даже вооруженное вмешательство.
Главой государства и председателем правительства является президент, избираемый вместе с тремя вице-президентами на пятилетний срок. При избрании президента предусмотрен принцип ротации островов, которые он представляет. В парламенте страны, Национальной ассамблее, заседает 33 депутата. Заксобрания островов представляют по 3 человека, 24 избираются по одномандатным округам.
Политическая нестабильность Союза обусловила не только примерно 20 удачных и неудачных попыток военных переворотов, которые пережили острова, но и пять конституционных референдумов, менявших основной закон. На последнем референдуме 17 мая 2009 года в Конституцию были внесены изменения, существенно урезавшие автономию островов. Президенты островов были понижены в статусе до губернаторов, а отдельные конституции субъектов – до уставов, для утверждения которых требуется заключение конституционного суда. Кроме того, поправки прямо запрещают островам отделение от Союза и провозглашают безусловный приоритет национального законодательства над местным.
До принятия поправок основной закон определял только исключительную компетенцию центрального правительства, передавая все функции, не затрагивающие национальные или межсубъектные интересы, на местный уровень. В новой редакции документ устанавливает исчерпывающий список полномочий регионов, к которым относит, в частности, содержание дорог, образование, регулирование сельского хозяйства, торговлю и т.п.

























Название издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета "
Комментарии:
нет комментариев