Учитывая актуальность темы федеративного устройства государства, ПОЗИЦИЯ продолжает обзор всех 24-х существующих в настоящее время в мире федеративных государств: как они были созданы, какое влияние субъекты имеют на центральную власть, а она на них, как разграничены полномочия между ними.
Исламская Республика Пакистан
Дата создания: 14 августа 1947 года
Форма правления: парламентская республика
Место в мире: площадь – 796 тыс. кв. км (36-е), население – 187 млн. (6-е), ВВП – $464 млрд. (27-е)
Составные части: 4 (5) провинции, федерально управляемые племенные территории, федеральная столичная территория
Пакистан создан при деколонизации Британской Индии и включил в себя области, населенные преимущественно мусульманами. Был разделен на две территориально не связанные части – Западный и Восточный Пакистан. В 1971 году в результате недолгой войны Восточный Пакистан получил независимость как Республика Бангладеш. Основы федерализма в стране заложил британский акт об управлении Индией 1935 года, который с рядом поправок действовал до принятия первой Конституции 1956 года. Принципы федеративных отношений несколько раз радикально менялись.
В действующей Конституции 1973 года упомянуты шесть составных частей федерации: четыре провинции, федерально управляемые племенные территории и столичная территория. Кроме того, под контролем Исламабада находятся еще два региона, де-юре не вписанных в систему федеративных отношений: провинция Гилгит-Балтистан и Азад Джамму и Кашмир, который Пакистан официально признает независимым государством. Оба региона Индия считает территорией своего штата Джамму и Кашмир.
Конституция предусматривает двухпалатный парламент, в котором нижняя палата (Национальная ассамблея) представляет население, а верхняя (Сенат) – регионы. Национальная ассамблея избирается в субъектах в зависимости от их населенности. Больше всех законодателей делегирует Пенджаб – 148 из 342, меньше всех – федеральная столичная территория (2). В Сенат каждая провинция дает по 14 депутатов, племенные территории – 8, столица – 2. При этом в обеих палатах есть дополнительные квоты для различных слоев общества (женщин, не мусульман, профессиональных сообществ). Политическая система устроена так, что доминирование пенджабцев в Национальной ассамблее уравновешивается равным представительством регионов в Сенате. Однако для решения некоторых чувствительных вопросов, например принятия бюджета, достаточно одобрения только нижней палаты. Президент страны избирается депутатами федерального парламента и парламентов провинций, а премьер-министр представляет большинство только в нижней палате. На протяжении истории страны соотношение властных полномочий между ними неоднократно менялось, в настоящее время реальная исполнительная власть сосредоточена в руках премьера.
На местном уровне система организации власти аналогична. В каждой провинции существуют заксобрания, избираемые по мажоритарной системе (квоты для меньшинств присутствуют и здесь). Они назначают председателей региональных правительств, которые фактически являются исполнительной властью. Однако также есть губернаторы, назначаемые из центра и обладающие правом роспуска местных парламентов. Тенденцией последнего времени стало постепенное увеличение полномочий провинций. Принятая в 2010 году 18-я поправка к Конституции позволила им брать займы, в том числе за рубежом, распространила принцип паритетного владения на месторождения полезных ископаемых, передала регионам налог с продаж услуг. Поправка также упразднила категорию совместного ведения, передав 40 из 47 входивших туда компетенций на местный уровень.
Комментарии:
нет комментариев