Жить так, как тебе хочется, и делать, что нравится, — настоящая роскошь для человека во все времена. Быть выше обстоятельств позволяют себе немногие. Хотя, если верить справившимся с обыденностью, самое главное — быть честным с самим собой и иметь смелость поступать так, как чувствуешь.
В небе над Бердянском проплыл дирижабль. Настоящий, не «оптический обман зрения», как могло показаться протершим глаза горожанам. И это далеко не все, на что способны фантазия и привычка доводить до совершенства свои идеи Виктора Костенко. Сам образ жизни его предполагает, что мы еще не то увидим. Справляясь с делами в мегаполисе, возвращаясь отдыхать в тихий Бердянск, путешествуя, Виктор успевает главное — жить так, как нравится, распоряжаясь своим временем.
Виктор Костенко родился в Бердянске, окончил ООШ №9. Имеет два высших образования, дипломы педагога и юриста. Занимается предпринимательством. Возглавляет Бердянский клуб парапланеризма. Живет на два города — зимой в Днепропетровске, а летом возвращается в свой родной Бердянск.
— Виктор, что лично Вас привлекает в воздухоплавании?
— Человека всегда манило небо. Стоит один раз испытать чувство свободного полета, — и это уже на всю жизнь. Я, в свою очередь, увлекаюсь полетами на параплане. Он дает ощущение полета, чувствуешь себя, как птица, это невозможно описать словами… Кроме парапланеристов, дельтапланеристов есть еще
аэронавты. Это люди, летающие на воздушных шарах. Как-то в Крыму меня знакомые аэронавты пригласили совершить с ними полет на воздушном шаре. Мы стартовали очень рано — примерно 5.30 утра, так как для полетов на шаре нужна спокойная атмосфера. Несмотря на такое раннее время суток, получил огромное удовольствие, наслаждаясь прекрасным видом из корзины и купаясь в лучах восходящего солнца. Тут я и подумал: «Был бы у меня такой шар…» В отличие от самолета, аэростат просто висит в воздухе и плывет по воле ветра. Это чем-то напоминает прогулку на яхте в открытом море.
— Появление Вашего дирижабля в Бердянске по-хорошему удивило тех, кто успел его увидеть в Ваш приезд. Как Вас посетила идея возобновления конструирования летательных аппаратов, бывших в обиходе около ста лет назад?
— Разрешите мне вначале рассказать немного об истории воздухоплавания, о полетах на аппаратах легче воздуха, аэростатах.
На заре прошлого века было положено начало эпохи аэростатов, дирижаблей, и тому подобного. Первые полеты были совершены на воздушных шарах, чуть позднее был создан и дирижабль. Дирижабль — значит «управляемый». В отличие от воздушного шара, летящего по ветру, дирижабль, благодаря вытянутому корпусу, имеет возможность лететь в любом направлении. Создателем первого дирижабля был немецкий конструктор, граф Цеппелин, от его имени и пошло название дирижабля. В 1900 году в небо поднялся первый цеппелин. В то время было создано немало дирижаблей, поражающих своими размерами — до 300 м длиной и 37 м в диаметре, — перевозившие через Атлантику из Европы в Америку десятки пассажиров. Первые модели были недостаточно совершенны, часто терпели аварии. Эпоха дирижаблей так же быстро прошла, как и началась. На их смену пришли аппараты тяжелее воздуха — самолеты. Можно сказать, что появление дирижабля было несколько преждевременным. В те годы не было подходящих материалов, не было современных технологий, даже не умели толком прогнозировать погодные условия. А это, в свою очередь, обеспечивает безопасность всего полета.
— Усовершенствуются ли воздухоплавательные аппараты? Какие видите перспективы их применения, помимо хобби?
— В наше время интерес к аппаратам, которые легче воздуха, вновь стал актуален. Благодаря современным материалам и технологиям полеты стали возможны, безопасны они сейчас в большей степени, чем, скажем, 100 лет назад. Сейчас летают тепловые шары с газовой горелкой, позволяя аэронавтам совершать продолжительные полеты на высоте, равной вершинам известных гор. Также используют газовые аэростаты, например, для рекламных целей. В них используют дорогой газ, гелий. Частые спуски и подъемы аэростата требует выпуска газа, что делает это мероприятие дорогостоящим. Аэростат средних размеров — скажем, 9-12 м, — потребляет достаточно много газа. Это основная причина, влияющая на себестоимость данного проекта. Идея использования недорогих источников энергии для запуска аэростатов витает в облаках давно. Многие конструкторы уже присматривались к использованию тепла солнца, были попытки создать действующие модели. Эта тема притягивает многих, так как за этим просматривается будущее аэронавтики. Я решил самостоятельно сделать такую модель дирижабля и проверить эту идею на практике. Использую темную пленку в качестве оболочки, этим обеспечивается нагрев находящегося внутри воздуха за счет солнца. Пришлось переделать десятки пробных изделий, пока не удалось запустить его в небо.
Сейчас уже отработана технология, позволяющая делать аэростаты любых размеров, способные даже поднимать в небо человека.
— Можно ли на этом зарабатывать?
— Практическое применение я вижу так: носитель рекламы, на праздниках, фестивалях и других мероприятиях. Летом на пляжах это же просто находка: реклама кафе, магазинов, аттракционов, для фотосъемки с высоты птичьего полета, разбрасывание листовок, флаеров... Основное достоинство — это дешевизна, не нужен дорогой газ гелий. Думаю, что именно солнечный проект имеет неплохие перспективы на будущее.
— Результат Вашей работы можно будет вскоре увидеть?
— В данный момент я разработал новую модель дирижабля, она значительно больше, способна поднимать человека. Этот проект потребует больше времени и средств. Если кого-нибудь заинтересует этот проект, я готов обсудить его.
— Как воспринимают ваше увлечение близкие и друзья?
— Все мои друзья разделяют со мной мои увлечения. В выходные мы собираемся вместе, и при благоприятной погоде летаем на параплане в небе. Поднимаем в воздух и пассажиров. А при хорошем ветре вместе катаемся на виндсерфинге по Бердянскому заливу, или же проводим выходные в море на яхте.
— Что можете посоветовать людям, попавшим в плен обыденного круга «работа-дом-работа», но желающим поменяться, больше принадлежать себе? С чего начинать изменения?
— Определить для себя приоритетные цели. Четко понимать, чего вы хотите. И сделать первый шаг навстречу своей мечте. Всегда помните, что помимо работы есть еще личная жизнь, и ваши близкие нуждаются в вашем внимании. Хорошо, когда ваши интересы разделяют друзья, коллеги по работе, все, кто с вами рядом. Самое главное — понять, что тебе нравится больше всего, и заниматься любимым делом. Свой венец счастья плетите сами…
— Несколько раз Вы принимали участие в различных телепроектах. Какой опыт получили в результате?
— Да, я принимал участие в нескольких проектах. Хочу сказать, что это очень увлекательно, и мне всегда интересно общаться с творческими людьми. Можно сказать, это состояние души. Много положительных эмоций. Это еще одна возможность реализовать себя как личность. Приобретенный опыт помогает мне на других кастингах и проектах. Это и курсы актерского мастерства, и мастер-классы, и непосредственно участие в программе.
Могу сказать, что у меня жизнь стала только ярче и прекраснее. Просыпаюсь каждое утро с улыбкой и хорошим настроением.
— Вас можно назвать современным, свободным человеком: имея специальность юриста, полгода занимаетесь практикой, полгода же проводите в Бердянске, и, кажется, сами выстроили таким образом свою жизнь. Что для Вас главное в жизни? Кто повлиял на самоопределение?
— Повлияли, скорее всего, собственный внутренний мир, мои увлечения и хобби. Желание быть свободным человеком и полностью распоряжаться своим временем. Я живу на два города, зимой — Днепропетровск, летом Бердянск. Я убежденный экстремал. Занимаюсь многими экстремальными видами спорта, так или иначе это требует определенных затрат и занимает большую часть свободного времени. Мои близкие тоже разделяют мои интересы. Я нашел для себя золотую середину. Занимаюсь только тем, что мне нравиться. Может это и есть счастье. Что еще о себе сказать? Я — романтик. Живу в небе, отдыхаю в море, а люблю на земле!
Екатерина ВЬЮНКОВА