Основатель этнографического музея и главный собиратель экспонатов Владимир Николаевич Саенко известен многим в районе и в Бердянске своей неуемной энергией, деловой хваткой, широтой натуры. Идти к настоящему результату — чем бы он ни занимался, вот единственно возможный для него путь.
«Несе Галя воду, коромисло гнеться...» — и добрая же Галя девка, раз коромысло гнется, а она — нет. Что такое коромысло с полными ведрами да со старинными прабабушкиными и деревянными, можно в полной мере прочувствовать в этнографическом музее в Благовещенке Куйбышевского района.
Спортсмен, рабочий предприятия, председатель МЖК, частный предприниматель, организатор зеленого туризма — видимо, когда Бог распределял между людьми черты характера, львиная доля инициативности, трудолюбия и хозяйственности выпала на долю Владимира Саенко. Да и как не быть хозяином, живя на земле предков, когда заботы требует не только отцовский и дедовский дом, но и целая усадьба, поле, речка, пасека, сосновый питомник?!. А еще его пчелы делают вкуснейший лечебный мед, сохраняемый прямо в сотах. Он лучшее лекарство от сезонной хвори и хандры.
Владимир Саенко родился 20 октября 1954 года в селе Благовещенка Куйбышевского района. Кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. 18 лет проработал на «Первомайском» заводе в Бердянске, шесть — на «Мотор-Сичи». Строил МЖК, год являлся его председателем. В недавнем прошлом — частный предприниматель, открыл одно из первых в Бердянске малое предприятие «Услуга», занимавшееся изготовлением металлоконструкций. Семь лет назад организовал в Благовещенке объект зеленого туризма — этнографический музей, в котором можно познакомиться с бытом крестьян юга Украины.
— Я коренной житель Благовещенки, отсюда родители, дед с бабкой. Нашему старому дому лет 150, если не больше, а новый отец построил в 1957 году. Старая хата, как на современный взгляд, небольшая совсем, а жили в ней семьей из пяти человек. В ней я хочу сделать экспозицию только дореволюционного периода: ткацкие станки, гончарный круг, настоящие сундуки, комоды, глечики, вся утварь… Да и в новом доме все сделано, как в старину, печь стоит, на которой мы выросли, в которой, как заведено, два раза в неделю хлеб пекли. Целы еще те формы для хлеба, хочу вот по старинным рецептам печь для гостей.
— Посетителей у Вас хватает. Откуда приезжают экскурсии?
— Недавно были из 2-й школы, из интерната приезжали двумя автобусами, школьники из Бердянска и района — кто знает о музее и может собраться и приехать.
— Что туристы могут увидеть в вашем музее?
— Экскурсию начинаю с краткого отступления в историю, ведь Благовещенка старше Бердянска, ей через год будет 210 лет. У нас в селе храм — красавец, 150 лет ему, на него стоит посмотреть. Дальше — экскурсия по усадьбе. Детей всегда привлекает бассейн с живыми карпами — я его устроил в каменной колоде, из которой раньше лошадей поили. Рабочая лошадь за раз 4 ведра воды выпивала, сразу же свежей доливали, и так — весь день. Только карпов часто менять приходится — дети их стараются покормить, в руки взять, монетки кидают на счастье, карпы плохо переносят такое повышенное внимание. Следующий этап экскурсии — дом: сельская хата принимает гостей, варим кулеш, лепим вареники с разной начинкой, дети могут сами принимать участие. Потом — развлечения на воздухе, предлагаю ребятам метать диск, копье — это ведь все забыли, но это спорт. Получается пикник с пользой. Зимой — лыжи, сани. Деревянных саней у меня целая коллекция, шесть штук. Пять саней привезли из Борзны (это Черниговская область) — и дровни, и для сена, и «пассажирские», и детские, маленькие. Есть, конечно, и возы, и брички.
— Все возы и сани у вас в рабочем состоянии. Вы их восстановили?
— Большинство, конечно, пришлось. Помог наш местный мастер. Восстановить все можно, проблема в перевозке — гораздо дороже и сложнее доставить. Когда готовое ставишь под навес — за него можно уже не волноваться, простоит еще сто лет.
— Все это находится под открытым небом?
— А как же, сделанные руками, старинным способом, вещи имеют большую прочность, они для того, чтобы годами служить в хозяйстве и подвергаться атмосферному воздействию. Пока кому-то нужны, пока в работе — они не рассыхаются. Эти технологии сейчас практически утеряны, мы не пользуемся вещами, готовыми служить нескольким поколениям. Для современной молодежи это все в новинку.
— Как, собственно, у Вас родилась идея музея?
— Как-то с дочкой (она в Киеве живет) пошли в этнографический музей в Пирогово. Там собраны экспонаты со всей Украины, но в каждой хате — немного утвари, все, что там есть — очень «музейное», это действительно экспонаты, их не рекомендуется брать в руки. Там и из нашего села есть мельница на каменном постаменте, но крылья у нее требуют ремонта, а я хочу, чтобы все работало. Хочется сохранить для будущих поколений, чтоб память была живая.
— Технически сложно было собирать музей?
— Что-то валялось прямо в моем доме на чердаке (в селе ведь ничего не выбрасывается пока совсем не рассыплется). Сейчас не надо — пригодится потом, на чердак его. Там всегда хранились горшки, макитры — в них ссыпали фасоль, горох, сушеную вишню про запас, на случай голода — были научены опытом. Цепы, рубеля, корыта, ступки, прялки — они пылились на чердаках и в чуланах, но не рассыхались, просто ждали своего времени. А на нашей улице в каждом дворе старые дома — в каждом из них было что-то ненужное. Постепенно начала собираться экспозиция «народного музея» — появились и буккеры, чтобы землю пахать, и самовары, и сани, и патефон, и вышиванки, и семейные фото столетней давности. Сначала соседи все отдавали чуть не даром, теперь поняли, не маленькие — проще выставить старину на торг в Интернете и дождаться покупателя, который сам все и вывезет, чем копить вещи, которые вышли из обихода.
— Кто Вам помогает со всем справиться?
— Районное начальство приезжает в основном погостить, поглядеть, сфотографироваться, погордиться, что у нас есть такой музей. Зато к нам теперь интересно приехать. И школьники, и студенты находят для себя занятие. Когда мы проводим праздники «Обжинки», «Праздник меда», «Вечорниці» — в музей съезжается масса гостей из района и Бердянска, выступают творческие коллективы, приезжают народные умельцы. Наши предки не только тяжело трудились, но и погулять умели — каждый вид сезонных работ отмечался всей общиной, имел свой ритуал. Песни, угощение, молебен, игры к народным праздникам — об этом всем надо помнить, это, в конце концов, просто интересно.
— Вы проводите исследовательскую работу?
— Да, пишем историю развития футбола в районе, историю земских школ, историю нашего Преображенского храма, села. Никто не вспомнил, когда селу исполнилось 200 лет, а подняли документы — оказалось, Благовещенка старше Бердянска! В своем расцвете Благовещенка, если взять, к примеру, 1913 год, имела 7 черепичных заводов, 5 кирпичных заводиков, — глина у нас подходящая, 17 ветряков, хозяева держали тысячи овец, пасеки чуть ли не в каждом дворе. Жили зажиточно, такой храм построили — не каждый город мог себе позволить. С проектом храма был исторический анекдот: добрые сельчане напоили и уложили ночевать проезжавшего через село архитектора, который вез планы утвержденных Его Императорским Величеством храмов в Александровск, и выбрали для себя самый красивый проект. Строителей нашли уже сами, теперь имеем такую красоту — любо взглянуть. Я занялся геральдикой — хожу в Педуниверситет, изучаю все гербы, значение изображений, символов. Село сначала ведь было казацкой, затем солдатской слободой, потом стало казенное — что все это значит, надо объяснить молодежи. Я хочу объявить конкурс на лучший грамотный герб для Благовещенки — у Гусарки и Белоцерковки уже есть, будет и у нас. Хорошо бы объявить в нашей школе конкурс: «Каким ты видишь храм?»
— А храм в Благовещенке знатный. Недавно громада выбрала Вас церковным старостой. Вы как церковный староста будете прилагать труды к восстановлению храма?
— Конечно, мы всей громадой приложились — восстанавливаем исторический дом священника, в нем должно быть отопление, как и в самом храме. Парк посадим на старом месте, где он и был у церкви — между школой и клубом. Восстановим купол храма по старым фотографиям, уже мастера нашли. Много работы, но лиха беда начало — мы провели субботник, за зиму распланируем, где будут дорожки, где сажать деревья. Начнем с того, что батюшку поселим туда, где всегда жили священники. Планов много, но начнем с необходимого — нет смысла браться за далеко идущее, не начав с того, что под ногами. Веру надо укрепить у самой громады в первую очередь в то, что мы сами все можем, если возьмемся с умом.
Екатерина ВЬЮНКОВА
Комментарии:
нет комментариев