
Молодежь – наше будущее. Этот тезис актуален во все времена. Однако гораздо интереснее другой вопрос – а есть ли будущее у молодежи в нашей стране? Ведь именно молодежь, студенческая в первую очередь находится на острие устремлений украинцев в Европу. И, скорее всего, устремления эти связаны с конкретным отъездом из страны, ведь строить Европу у себя в Украине – это все же присуще, по большому счету, более старшему поколению. А задача студентов в первую очередь – получать знания.
Об устремления и перспективах, уровне знаний и студенческой толерантности мы говорим сегодня с деканом факультета журналистики ЗНУ, профессором
Владимиром Манакиным.
– Вы по роду своей деятельности общаетесь не только со студентами Запорожья, но и с зарубежными студентами и своими коллегами. Каким вам видится портрет украинского студента, и чем он отличается от студентов заграничных вузов?
– Студенты на всей планете – это особая и единая каста, потому что они имеют свои общие цели, независимо от той страны, в которой проживают. Студенты украинские, и запорожские в частности, ничем принципиально не отличаются ни от американцев, ни от испанцев, ни от поляков, ни от студентов других стран. Они устремлены в будущее, которое нашему поколению может быть еще и неведомо.
– Студент советский и нынешний украинский – в чем отличие восприятия действительности, возможно, политической составляющей, целей и т.д.?
– Я сам был студентом советской высшей школы, преподавал студентам советского университета и очевидно, что советские студенты, как и современные, также были активны и интересны. Но, с идеологической стороны это, безусловно, была совсем другая общность. В основном, хотя были и исключения, студенты подчинялись марксистско-ленинской философии, на которой они воспитывались, будучи пионерами и комсомольцами.
С распадом Советского Союза молодежь постепенно, не сразу, но изменилась. Сегодняшнее молодое поколение уже потенциально, ментально и реально более продвинутое.
– Молодежи во все времена была присуща та энергия, которая бьет через край. В советские времена выход этой энергии находили в комсомоле, в стройках, в участии в общественной жизни и т.д. Сегодня государство до сих пор не придумало, куда сбросить такую энергию, чтобы она была продуктивной. К большому сожалению, эта энергия выплескивается на площадях в несколько извращенной форме. Как вы думаете, это временное явление, или же это более острая реакция молодежи на «оголенные нервы» жизни?
– Энергетические потоки, присущие молодому поколению, – они были, есть и будут. Другая сторона – кто является лидером, за которым пойдет молодежь? Тут вопрос более высокого порядка – какая идея должна руководить теми лидерами, которые берут на себя ответственность вести за собой молодежь? Очень хочется верить, что сегодня пришло время, когда и национальные идеи, идеи единения, идеи созидания, идея устремления к прогрессивному настоящему будущему будет главной. Эта идея даст возможность концентрации энергии и интеллектуальности студентов.
– Вы – декан факультета журналистики и работаете с этой узкой, но очень важной прослойкой молодежи конкретно в студенческой среде. Я убежден, что журналисты – это отдельная каста, которая воспринимает мир очень многогранно по роду своей деятельности. Все события журналист переваривает и подает обществу под своим углом. Однако человек только с годами набирается опыта и может продуктивно что-то понять и сложить. Могут ли молодые журналисты-выпускники факультета сразу адекватно воспринимать и излагать свои взгляды, влияя на общество?
– Мы видим на наших ТВ каналах очень много молодых журналистов, которые взяли на себя высокую ответственность высказывать свою точку зрения и давать свои интерпретации. На большинстве американских каналов работают журналисты уже в очень солидном возрасте. Особенно ведущие новостных программ и шоу. Это на 90% люди седовласые, с опытом за плечами. Когда я спросил моих американских коллег, почему у них такие «взрослые» ведущие, мне ответили, что людям старшего поколения доверяют больше зрителей. У нас проблема заключается в том, что люди старшего поколения – это представители латентно вот той советской системы. Поэтому такие журналисты не могут пользоваться доверием большой части зрителей. И наша задача, когда мы готовим журналистов будущего, – вложить в их сознание то, что на них огромная ответственность, что им должны поверить люди. А для того, чтобы им поверили, они должны быть на порядок выше по профессиональным, интеллектуальным и другим параметрам, которым должен соответствовать журналист.
– Какой, по-вашему, процент тех выпускников факультетов журналистики, которые действительно способны работать по профессии?
– Как в любой творческой профессии, по-настоящему звездными и талантливыми журналистами, которым будут доверять, становятся единицы. Была допущена огромная ошибка Министерством образования Украины (и других бывших республик СССР), когда начали штамповать специальность журналистики. Сегодня более 70-ти университетов страны готовят журналистов. Это нонсенс. В Советском Союзе в Украине было два основных университета – Киевский и Львовский. Сегодня – это преступление перед профессией. Но, с другой стороны, это дало возможность повысить конкуренцию среди вузов и среди самих студентов. Наш вуз вошел в пятерку лучших вузов страны, выпускающих журналистов, а наши выпускники почти все (до 90%) устраиваются по профессии. На втором-третьем курсах некоторые студенты уже приглашены на престижные работы. Это очень высокие показатели. Думаю, такая конкуренция отодвинет на второй план «случайные» вузы.
– Могут ли СМИ быть в Украине свободными, и что вообще означает свобода для СМИ?
– Этот вопрос я задавал и своим коллегам за рубежом. Ответ один – по определению свобода СМИ невозможна, если речь идет о тех СМИ, за которыми стоят олигархи. Только общественные, публичные СМИ, которых у нас сегодня в Украине нет, способны по-настоящему объективно освещать и интерпретировать материал. Общество должно иметь деньги для того, чтобы содержать такое общественное телевидение или газеты. Впрочем, стоит сказать, что сегодня для журналистики наступили «золотые» времена, и журналисты уровень своей объективности подняли на очень высокую планку даже в тех СМИ, за которыми стоят собственники.
– Насколько сегодня полезно отсутствие цензуры в СМИ? Это может граничить с вседозволенностью. Ведь сегодня телеканалы, особенно центральные, любят в первые минуты новостей показывать «страшилки». Это не способствует ни консолидации общества, ни спокойствию. Полезно ли в этом плане отсутствие цензуры? Должна ли быть у журналиста самоцензура?
– Что касается острых тем, то это вопрос сенсации, которая по определению должна быть в журналистских материалах. Древние греки объясняли, что такое новость: если собака укусила человека – это не новость, а вот если человек укусил собаку – это новость. Поэтому любая журналистская информация стремится быть необычной, чтобы ее восприняли, чтобы рейтинг СМИ поднялся и т.д.
Вот тут должны быть определенные параметры, которые будут регулировать информационные потоки. Что понимать под цензурой? Если – идеологическую правку, то это недопустимо. Если под цензурой понимать редакторскую профессиональную журналистскую правку, то это должно быть обязательно.
– Предназначение СМИ – способствовать консолидации общества и государства или их задача освещать новости и оголять пороки?
– СМИ во все времена были, остаются, и, надеюсь, будут той четвертой властью, которая должна освещать правду и рассказывать о том, что происходит на самом деле. Это главная функция СМИ. Журналисты должны давать максимально объективную информацию о тех событиях, которые сопровождают жизнь общества. Что касается консолидации общества – это политический аспект, те вещи, которые обязаны контролировать политики и власть. СМИ будут способствовать консолидации, если сами журналисты будут стоять на твердых гражданских позициях.
– Насколько сегодня Интернет повлиял на состояние традиционной прессы? Аудитория Интернета и аудитория классических СМИ – это разные сегменты общества?
– Интернет в нашей стране, к сожалению, – это пока что 30–40% охвата аудитории. И в основном это, конечно же, молодежь. В будущем эта тенденция будет расти, и интернет-журналистика отодвинет на второй план традиционные средства массовой информации. Четыре года назад наш факультет стал профессионально учить студентов ремеслу интернет-журналистики. В Интернете много мусора, поэтому задача заключается в медиа-образовании не только будущих журналистов, но и широких масс молодежи. Студенты должны уметь ориентироваться в этом пространстве и отделять зерна от плевел. Информационный продукт в Интернете должен быть качественным.
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

























Название издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета "
Комментарии:
Денис | 11.03 2014 в 09:05
МОЛОДЫЕ, ПРОЧТИТЕ! "Открытое письмо украинцам. Поберегите себя, никто не хочет войны... Уважаемые, хоть и не любимые украинские патриоты. Вполне возможно, уже завтра киевские политики начнут боевые действия против Крыма. И в этой связи хотелось бы объяснить некоторые вещи, которые вы, как я вижу, не вполне понимаете. 1. Мы, русские, правда не хотим войны, стрельбы и всего такого. Мы не хотим отомстить украинцам, унизить, раздавить вашу свободу и т.д. Мы, правда считаем, что наши войска в Крыму должны не дать помешать крымчанам проголосовать так, как они хотят: Украина или Россия. Всё. 2. Наше беспокойство по поводу угрозы войны связано не с тем, что мы боимся, что ваши войска заберут Крым назад, а с тем, что ваши войска могут понести очень серьезные потери в самоубийственной атаке. Потери будут гораздо выше наших. 1:10 в лучшем случае. Ваших ребят гонят на верную смерть не только без победы, но и без чести. Мертвые сраму не имут, как говорил наш общий предок Святослав, но и чести бессмысленно погибшие не получат. Необученных призывников гонят на убой, чтобы снять кино, показать по американскому ТВ в надежде, что США вмешаются. Но убитым-то будет все равно... 3. Соотношение сил, вооружений и обученности украинской и российской армии таково, что сражение превратится в избиение детей культуристами. И это не наша и не ваша вина, это вина ваших четырех президентов, разворовавших и разваливших армию. Это будет не равный честный бой, а бойня для украинских новобранцев. Нашим не будет от нее никакой славы, им никакой чести... Будет клеймо позора на тех, кто прикажет напасть. 4. Скорее всего будет так. Подгонят пару пушек. Разместят рядом две роты невооруженных солдат. Произведут пару выстрелов по россиянам и самообороне. Те ответят залпом из РСЗО по площадям. Гора трупов и множество западных телекамер... Вот и вся "война". 5. При этом надо понимать, что нам жалко сейчас и до. После начала стрельбы никакой жалости не будет. Будет техническая эффективность и будет ненависть и желание подавить противника и дойти до тех, кто отдал этот подлый приказ, чтобы их судить и повесить. Тут уже могут быть такие потери, что "Небесная Сотня" превратится в Небесную Тьму. У нас потери тоже будут, но они будут меньше. В войне с Грузией потери были 1:5, но там с грузинской стороны были профи, много российских потерь пришлось на первый удар, и был небольшой ТВД. Тут будет иначе. 6. Вас обманывают, говоря, что Америка немедленно вмешается. Немедленно она может вмешаться только ядерным ударом. На сухопутное массированное вмешательство США уйдут недели. И если оно вообще произойдет, то произойдет в форме отвоевания Украины. То есть война США и РФ будет вестись на территории Украины. "Ковровая бомбардировка оккупированного русскими Херсона" и все такое... То есть, если США всей своей мощью нагнут РФ (напомню - РФ держава поопасней Ирана, а даже с ним США воевать не решились), то в процессе этого нагибания вам останется лишь пустыня. 7. Если же США не вмешаются, а ограничатся угрозами, Путин заберет столько областей Украины, сколько сочтет нужным, и мы его за это не сможем осудить. На дураках воду возят. Никаких вторых государственных, никаких республик, никакой федеративной Украины. Области РФ - точка. Пока у вас в нас не стреляют - все мы надеемся на мирное самоопределение народа и наше невмешательство. Начнут стрелять - будет совсем иная игра. Разумеется, все итоги майдана будут аннулированы, просто потому, что всех его лидеров повесят, как в Нюрнберге. 8. Мы отнюдь не считаем, что все вы поголовно рветесь в Россию. Но вас абсолютно обманывает ваша пропаганда, говоря, что Вы за Родину, а россияне не хотят умирать за Путина и его имперскую манию. Это ложь. Нет россиян - есть русские. И русские абсолютно едины в том, что Крым - русская земля, что там живут русские люди и за воссоединение русских с русскими стоит сражаться. Четверть века нас унижали и Запад, и свои власти, и Украина как вольное или невольное орудие унижения, которое мы переживали, когда из русского города Белгорода нам приходилось ехать в русский город Севастополь через украинскую границу. И мы поддержим Путина не потому, что мы его "рабы" а потому, что он впервые решился вести в бой свободных русских людей. Сделав первый выстрел, вы получите абсолютно отмобилизованную нацию, готовую сокрушить любого врага. "Паровой каток" как говорили прежде. И мы не хотим, чтобы на пути этого парового катка оказались вы, из жадности цепляющиеся за кусок стыренный кукурузником и кравчуком русской земли. Кто бы вам ни говорил - с России ли, с Украины ли, что русские вас поддерживают или хотя бы нейтральны - он врет. Мы хотим мирного возвращения Крыма, но если ваша новая влада развяжет войну - можете не сомневаться - придется иметь дело со 140 миллионами русского народа, причем часть его на вашей же территории. 9. Вообще поймите такой тонкий психологический момент. Русский никогда не проявляет себя в большей степени как русский, чем на войне. У русского народа в военной ситуации выпрямляется спина, возникает ощущение человека на своем месте. В конечном счете нам просто нравится - возвращение земель, прибавление Родины, наша армия, наша форма, наши победы и даже наши поражения (война - это русский священный напиток, мне кажется не всегда уместный, но какой есть). Никому не нравится гибель солдат. Но когда война имеет ясный смысл - а война русских за русские земли это смысл яснее некуда - мы переносим потери легче, чем многие. Суди я только как русский националист - я бы сказал, что война за русскую землю - это идеальный способ пробудить русскую нацию от четверти века летаргии и апатии. Но я еще и гуманист и христианин. Я ненавижу напрасное насилие, боль и бессмысленное страдание, я уважаю войну, восхищаюсь ею, но не люблю ее. Можно с вашего позволения мы найдем другой способ возрождения, чем крошить ваши полубоеспособные дивизии и бомбить окопы с вашими студентами? Мы самоутвердимся. Но пока война не началась - есть шанс, чтобы мы почувствовали себя самоутвердившимися за счет Штатов, Правого Сектора и лично пастора Турчинова, а не за счет народа Украины. Завтра может быть слишком поздно. Поэтому лучшее, что может сделать сегодня патриот Украины - это любым способом не допустить войны. Не исполнять преступные приказы, пристрелить комиссара Майдана, который их отдаст, отвести часть от линии соприкосновения подальше в казармы. Не стреляйте, и ни один русский солдат не двинется вперед. Не стреляйте - и судьбу Крыма решит народ голосованием, а не русские танки. Не стреляйте, и Украина не превратится в поле боя и в пол-Украины. Выстрелите - встретимся на площади Рынок во Львове. И встреча эта будет нерадостной. Егор Холмогоров"