Зарплата работников украинских школ до конца следующего года будет увеличена на 32%
Одна из самых нервных, сложных и низкооплачиваемых профессий уже много лет требует повышенного внимания государства. Премьер-министр Юлия Тимошенко поручила Минфину внести соответствующие изменения в проект госбюджета-2010 и заверила директоров школ, что уже 1 января украинские педагоги будут получать повышенную зарплату.
Как рассказал «ПОЗИЦИИ» депутат Запорожского городского совета, председатель комиссии по вопросам жизнеобеспечения города Дунямил Саатов, постановлением Кабинета Министров Украины от 5 октября, обнародованным 27 октября, с 1 января 2010 года предусмотрено начисление педагогам 20%-ной надбавки от размера должностного оклада. Это решение относится к учителям, воспитателям общеобразовательных учебных заведений, преподавателям и мастерам производственного обучения профессионально-технических учебных заведений и вузов I–II уровня аккредитации государственной и коммунальной формы собственности, руководителям и заместителям руководителей указанных учреждений, должности которых отнесены к должностям педагогических работников.
В течение 2010 года поднимется зарплата работникам среднего образования еще на 12,1%. В итоге за год повышение составит 32%. Библиотекарям зарплаты увеличены на 50%.
К слову, это уже не первое повышение. Правительство – в нынешнем составе – поднимало планку социальных стандартов указанной сферы с момента начала своей работы. Премьер-министр считает, что «повышение минимальных зарплат – это распыление денег на чиновников всех уровней. Сначала нужно повысить оклады тем, у кого они ниже – здравоохранению и образованию. А после, когда мы выйдем на ровные оклады, повышать всем».
Для определения путей решения проблем образования и выхода данной отрасли из кризиса правительством было проведено заседание Совета директоров общеобразовательных школ с целью выявления всех возникающих вопросов в ходе образовательного процесса.
В решении нуждается ряд вопросов. Будет завершена замена школьных выпускных и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения на внешнее независимое тестирование. А также решение вопросов финансовой организации работы общеобразовательных средних школ, материально-технического переоснащения, обеспечения социальных стандартов для работников образования.
Юлия Тимошенко начала переговоры с производителями компьютеров с тем, чтобы потом закупить технику для украинских школ, особенно сельских. В идеале, в следующем году каждая школа должна иметь доступ к Интернету. Кроме того, школы должны стать финансово независимыми. То есть иметь возможность самостоятельно распоряжаться своими средствами, открывать счета и принимать на работу бухгалтеров. Таким путем уже пошла высшая школа. Да и зарубежный опыт свидетельствует в пользу этой модели.
Переход школ на автономный статус должен был начаться еще с 1 октября. Так планировало правительство. Но педагоги попросили перенести дату на 1 января. Юлия Тимошенко заявила, что смена статуса будет добровольной.
Правительство также приняло решение завершить строительство школ с высокой степенью готовности и разобраться с проблемой поставок в школы продуктов питания с обязательной их сертификацией. Кроме того, будет создана эффективная национальная система управления инновационным развитием. Средства, направленные на научные разработки и развитие отраслевой науки, освободят от налогообложения.
Совет директоров будет работать с правительством на постоянной основе. По словам премьер-министра, все законопроекты, принимаемые Кабмином и касающиеся среднего образования, будут с ним согласовываться.
В итоге правительство приняло ряд документов, касающихся развития среднего образования в Украине. Так, Кабинет Министров утвердил соответствующий план действий на 2009–2012 годы, Концепцию государственной программы развития внешкольного образования, мероприятия по внедрению независимого внешнего оценивания и мониторинга качества предоставляемых знаний.
В европейских странах учителя государственных школ считаются госслужащими. Премьер-министр намерена внедрить такую практику и в Украине. Учителя – это те люди, работа которых должна стимулироваться госпрограммами. Сейчас речь идет о директорах школ и классных руководителях. В Украине более 20 тысяч специалистов, подпадающих под эту категорию.
– Каждый из нас любит и помнит своих учителей, уважает и преклоняется перед ними, – продолжает разговор Дунямил Саатов. – Лишь талантливый учитель откроет дар в своем ученике. Но сегодня мало кто сознательно выберет учительскую стезю. Сложно было предположить, что произойдет обесценивание профессии, которая всегда была не только престижной и востребованной, но и в крайней степени необходимой.
В рейтинге самых непрестижных профессий специальность учителя заняла третье место, уступив лишь дворникам и уборщикам... Она лидирует и среди самых нер- вных профессий, наряду с телеведущими и артистами.
35,8% украинцев называют профессию учителя непрестижной. Большинство граждан Украины (69,6%) считают, что профессия учителя не позволяет нормально жить с материальной точки зрения. Давайте вспомним СССР. Просто обратимся к фактам. Учителя были в большом почете. Зарплаты их были соответствующими. За профессиональный подход к рабочему процессу и за верность выбранной профессии учителей награждали медалями или орденами. А в 1977 году Президиумом Верховного Совета СССР было даже утверждено почетное звание «Народный учитель СССР», которое с распадом Советского Союза больше не присваивалось.
– Я сам родился в семье учителей, – говорит Дунямил Саатов. – Мой отец всю жизнь проработал учителем сельской школы, и я не понаслышке знаком с трудностями учительской жизни. Но, несмотря на профессиональные трудности, мой отец с гордостью носил звание учителя, передавая свои знания подрастающему поколению. И ни одного дня не пожалел о выборе своей профессии.
Теперь же вопрос о распределении молодых специалистов в сельские школы больше не поднимается. В 1990 году средний возраст учителей был 25–40 лет, в настоящий момент две трети учителей старше 40 лет и 90% из них – женщины. Учителя отказываются идти в школу из-за обилия бумажной волокиты и «смешных» окладов. В подобных условиях молодые кадры не видят своего будущего.
Материальный уровень учителей европейских государств не на один порядок выше, чем у украинских педагогов. Недавно работники немецких школ отменили по всей стране уроки и вышли на забастовку, требуя повышения зарплат на 8%. Это примерно 200 евро. Наши учителя наверняка были бы довольны, если бы им дали только эти 8%.
В мире бытует утверждение, что с развитием общества роль учителя только возрастает. Не хочу комментировать данный факт, ведь социальное положение работников нашего образования говорит об обратном...
Мы умеем ценить чистоту наших улиц, но профессия дворника остается непрестижной в глазах населения. Мы ценим ум и самоотверженность, но с недоумением смотрим на людей, посвящающих свою жизнь образованию. И только тогда, когда социальное положение учителей и преподавателей достигнет должного уровня, мы с уверенностью сможем сказать о должном уровне нашего государства.
Юлия ОГИРЕНКО
Комментарии:
Валерий | 09.08 2010 в 10:34
НЕ навижу свою страну!
алла | 10.04 2010 в 20:10
это касается не всех работников сферы образования: повышение зарплаты "обошло стороной" психологов - причина не названа
иван | 15.11 2009 в 19:17
в развитых странах-главное стабильность! а повышение зарплаты на 30%,в результате чего цены поднимаются в три раза-это такое же преступление как и обычный грабеж с разбоем...