misto.zp.ua

Украина и ВТО: какие у нас перспективы?

Украина и ВТО: какие у нас перспективы?

 В 2008 году Украина получила полноценное членство во Всемирной торговой организации. Но получили ли мы хоть какой-то позитив или профит от вступления в ВТО? Не так-то просто обосновать это голыми цифрами. Например, по прошествии десяти лет с того момента экспорт из Украины стал меньше в абсолютных цифрах в долларах, а экспорт промышленной продукции существенно снизился.

 

Едва ли не единственный бум – экспорт зерновых. В 2007-2008 годах мы продавали за рубеж 4,4 млн тонн, а в 2018-м – почти 44 млн тонн. Правда, сегодня этой цифры все, скорее, стесняются, потому что это признак нашей сырьевой ориентированности в мировой экономике. Сами понимаете, гордиться таким статусом не приходится. Да и прибыль от продажи зерновых получает узкаягруппа аграриев, а цены на хлеб для народа только растут. Чему радоваться?

 

Словом, так ли уж на самом деле нам надо было вступать в ВТО? Простого и однозначного ответа на этот вопрос не существует, потому что Украина испытала по меньшей мере, два макрофинансовых шока – в 2008-2009 и 2014-2015 годы. Девальвация валюты и ограничение торговли и движения капитала. Изменение отношений с ключевыми торговыми партнерами. Соглашение об ассоциации с ЕС... В общем, было «жарко» - да вы и сами все отлично помните, верно?

 

Подписавшись на вступление в ВТО, в 2006 году Украина получила от американцев «поощрение» - США предоставили нам статус страны с рыночной экономикой. Следом за Штатами рыночной нашу экономику признал и Евросоюз. Показательно, что подписание вышеупомянутого двустороннего торгового протокола между Украиной и США тогдашний президент Виктор Ющенко назвал «победой» и принялся красочно живописать выгоды от вступления в ВТО. Он заявлял, что в целом этот процесс даст увеличение товарооборота для страны примерно на 10% и существенный рост ВВП от 1,5% до 1,9% в год.

Впрочем, далеко не все разделяли безудержный оптимизм Ющенко и прочих от вступления Украины в ВТО. К примеру, оппозицией тогда критиковался чрезмерно поспешный процесс отмены ряда ставок таможенных сборов, которые Киев на радостях от вступления в ВТО решил «обнулить» еще в 2005 году, хотя соглашение предполагало весьма продолжительный переходный период.

 

Об этом в 2006-м, в частности, говорил тогдашний глава бюджетного комитета Верховной Рады Николай Азаров. Он предложил правительству восстановить ставки таможенного сбора, указывая на то, что при подписании соглашений о вступлении Украины в ВТО по ряду таможенных ставок предусматривался переходный период на 5-7 лет. Азаров тогда настаивал, что если определенная ставка должна быть отменена в 2009 году, отменять ее в 2005-м не было вообще никакой необходимости. Впрочем, в 2006-м Азарова слушали не больше, чем в 2013-м, когда он объяснял опасность и чреватость экономических «подводных камней» при подписании Соглашения об ассоциации с ЕС.

 

Стимулы, которые стали драйверами ускоренного вступления Украины в ВТО, весьма точно охарактеризовал тогдашний спикер ВР Владимир Литвин: «Действовал принцип - не аргументация, а необходимость вступления в ВТО. Когда ставился вопрос, какие риски существуют для Украины, какие преференции мы получим, то расчетов, точных прогнозов не было. Мы действовали по принципу: что-то сделать и кому-то понравиться», - указывал он.

 

Весьма прозорливыми оказались и оценки воздействия ВТО на экономику Украины, которые Владимир Михайлович высказал в 2006 году.

 

-Мы не можем уже пересмотреть то, что приняли. Но необходимо было четко зафиксировать, что законы начинают действовать с момента вступления Украины в ВТО. Потери мы понесли, а преференций, возможностей для Украины не получили. Мы фактически «положили» свою легкую промышленность. И проблему продовольственной безопасности в связи с тем, что украинский рынок заполнили иностранные продукты питания", - предупреждал экс-спикер Верховной Рады.

Как вы понимаете, вступление Украины в ВТО в торгово-экономическом плане стало «безальтернативным», лишенным всякого экономического прагматизма и рациональности «путем в Европу». В социально-экономическом - промежуточным итогом этого пути стало подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.

 

Если конечным пунктом этого пути является деиндустриализация экономик, примитивизация социально-экономического базиса, консервация бедности в обществе, демографическая воронка в стране, экспорт рабочей силы, лишение государства субъектности и остатков суверенности, кредитная кабала и «тарифное гетто», - тогда мы на правильном пути, и вступление в ВТО приблизило нас к, так сказать, «заветной цели»...

 

Но с политической точки зрения участие в ВТО стало для нас полезным. Украина окончательно перестала быть тенью УССР, которая зависела только от экспорта в страны бывшего СССР. Конечно, больше всего этим обстоятельством воспользовались аграрии, ощутившие кураж в международной торговле. Открытостью торговли воспользовались новые малые и средние компании. Их доля в торговой статистике была совсем небольшой. Но истории о кожаных куртках для американских байкеров, сшитых в Виннице, изоленте из Бахмута в Германии и другие подобные случаи всегда вдохновляют, согласитесь. И доказывают, что украинский бизнес все же относительно конкурентоспособен. Правда, только относительно, но не фактически.

 

Главный сектор, в отношении которого существует предубеждение, что вступление в ВТО скорее нанесло ему ущерб – это крупная промышленность, унаследованная от СССР. Но и здесь не все так однозначно плохо. Металлургам вступление в ВТО дало новые инструменты борьбы против ограничений на экспорт их продукции во многие страны мира. Получение рыночного статуса в ЕС, отмена квот на экспорт, возможность обжаловать антидемпинговые меры – все это в свое время стало полезным делом в борьбе за место под солнцем. Но в целом именно промышленные производители жаловались и жалуются на излишнюю открытость украинской экономики.

 

ВТО также запустила колесо истории во внутренней государственной политике. Дискуссии о налогах и сборах в правительстве и парламенте теперь всегда коррелируются с тем, что можно и что нельзя делать в соответствии с правилами организации. И иногда это спасает наших экспортеров от бессмысленных ограничений. Но главное – и бизнес, и власть поняли, что ВТО – это не организация, которая диктует правила, а место, где государства отстаивают свои интересы.

 

Интегрирование национальной экономики с мировой должно было дать большой потенциал представителям всех бизнес-кругов. Кроме того, предполагалось, что структура экономики изменится и увеличится спрос на сегмент услуг. Кроме того, по требованиям ВТО должен значительно сократиться уровень регулирования внешнеэкономической торговой деятельности, вследствие чего участие в экспорте для малых и средних производителей товаров должно было стать доступнее.

 

Вместе с тем, имеет место быть и накладывание некоторых ограничений на проведение экономической политики. Соглашения ВТО прямо запрещают стране использование определенных инструментов, что несколько сужает возможности одних механизмов, но заставляет искать определенные компенсационные механизмы. Например, по нормам ВТО недопустимо использование отдельным предприятием финансовой помощи и субсидий государстваИменно ликвидация действующих механизмов субсидий являлась на момент подписания соглашения немаловажной проблемой для Украины. Уменьшение прямой поддержки со стороны государства стало существенной проблемой, в первую очередь, для предприятий сельскохозяйственного машиностроения, автомобилестроения, черной металлургии, а также для отдельных производителей, на которых распространяется действие системы государственных закупок.

 

Кроме того, на всех промышленных предприятиях сказалось изменение цен на сырье, материалы, оборудование, комплектующие, изменение тарифов на потребляемые услуги естественных монополий, изменение условий получения различных видов услуг (страховых, финансовых).

 

Что касается импорта, то со вступлением Украины в ВТО произошла либерализация таможенного режима, что привело к снижению ставки импортных тарифов и переводу практически всех специфических или комбинированных пошлин на адвалорные (когда взимается как процент от таможенной стоимости товара и не зависит от вида продукции – прим. ред.). После вступления в ВТО средняя ставка ввозной пошлины на сельскохозяйственную продукцию снизились до 9,2%.

 

Вступление в ВТО позволило начать переговоры относительно заключения соглашений о свободной торговле с основными и перспективными торговыми партнерами нашего государства, в частности, с ЕС, Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), Черногорией, Канадой, Турцией, Израилем.

 

Были, конечно, и спорные ситуации. Всего Украина в рамках участия в ВТО подавала 8 исков к Российской Федерации, Армении, Молдове, Австралии и Казахстана. В конце 2015 года Украина начала оспаривать с РФ нормы по импорту железнодорожного подвижного состава и другого железнодорожного оборудования. С сентября 2016 года выясняла в суде нормы о транзите через территорию России. Но самый давний спор возник между Украиной и Арменией еще в 2010 году относительно нормы импорта и внутренней торговли табачными изделиями и алкогольными напитками (Киев тогда выиграл это дело).

 

Ну, хорошо: а что происходит с ВТО в наши дни? В прошлом году организация спрогнозировала резкое падение мировой торговли товарами из-за эпидемии COVID-19 и вероятное восстановление в 2021-м. ВТО дала широкий прогноз потенциального упадка от 13% до 32%, сообщив вдобавок, что неопределенность вокруг экономического влияния беспрецедентного кризиса сохраняется.

 

Отметим, что тогда же рейтинговое агентство Fitch прогнозировало сокращение глобальной экономической активности на 1,9% в 2020 году и снижение ВВП США, всей еврозоны и Великобритании на 3,3%, 4,2% и 3,9% соответственно. Экономисты считают, что мировая рецессия в связи с коронавирусом неизбежна, а быстрое восстановление сомнительно. Собственно, так оно и вышло на горе всей планете. И ВТО – мощная структура – оказалась не в состоянии что-либо с этим поделать.

В апреле прошлого года в данной организации были также немало обеспокоены усилившимся трендом на протекционизм.

Страны-члены ВТО применили 256 мер, влияющих на международную торговлю и непосредственно связанных с COVID-19.

 

Меры вводились в два этапа. На начальном члены ВТО принимали меры, направленные в основном на существенное ограничение экспорта определенных категорий товаров, в первую очередь, медицинского назначения. На втором этапе вводились меры, направленные на упрощение импорта опять-таки товаров, необходимых для борьбы с эпидемией коронавируса, и начали постепенно отменять (или либерализовать) экспортные ограничения для таких товаров. Всего за период эпидемии члены ВТО применили 147 мер, упрощающих международную торговлю, и 109 мер, ограничивающих ее. В общем, не все так ладно в этом торговом «королевстве»...

 

Олег ТЕЛЕГА

 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯMISTO.ИНФОРМПОЗИЦИЯМИГМЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕЗАПОРІЗЬКА СІЧ
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты

Адрес редакции:
69068, г. Запорожье ул. Копёнкина 54
Главный редактор:
Сергей Знаменский
Телефоны:
тел./факс: +380 (61) 289-35-36 (-37)
Интернет-сайт:
www.pozitciya.com.ua
E-mail:
post@pozitsiya.com.ua
Подписной индекс:
90791

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в