Поначалу, увидев то, что происходит в Египте, я даже не знала, как реагировать.
Египет для меня — страна богов, без всяких метафор. Как совместить богов и военно-политические беспорядки? Вечное с преходящим? Смотрела новости, словно бездарный боевик, и испытывала недоумение. И лишь получив срочную рассылку президента Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктора Солкина (регулярно подписываюсь на новости египтологии), почувствовала, что волосы буквально встают дыбом.
На фоне политической и экономической составляющих трагедии, разворачивающейся в Египте, почти полностью за рамками внимания мировой общественности остались многочисленные факты разграбления музеев, археологических хранений и археологических зон по всей стране. Между тем речь идёт не просто о вандализме, а о намеренной краже и порче лучших памятников древнеегипетской культуры, вошедших в золотой фонд мирового искусства, которые являются достоянием всего человечества.
Сегодня все изменилось. Грабят Египетский музей в Каире, по залам которого я совсем недавно бродила зачарованная.
«Группа из девяти грабителей, проникшая в ночь с 28 на 29 января через крышу в здание Египетского музея в Каире, сильно повредила несколько знаковых памятников из сокровищ гробницы царя Тутанхамона (XIV в. до н.э.), в том числе знаменитые скульптурные изображения царя из позолоченного дерева, изображающие Тутанхамона на ладье и леопарде. Повреждены уникальные по своей художественной ценности опахала Тутанхамона, его фаянсовые ожерелья и оружие. Также повреждены уникальные предметы из гробницы прадеда Тутанхамона — вельможи Иуйи и его супруги Туйи, которая была обнаружена в 1905 году в Долине царей нетронутой и считается самой богатой древнеегипетской гробницей после Тутанхамона: сильно повреждены мумии супружеской четы, разбиты витрины с уникальными сосудами для внутренностей мумий, выполненными из алебастра, позолоченные чехлы мумий — речь идёт не о рядовых, а о знаковых памятниках музея, шедеврах национального и мирового значения. Всего, согласно имеющейся информации, разбито около пятнадцати витрин, из них как минимум три — с памятниками Тутанхамона».
Возможно, люди, не помешанные на Египте так, как я, не настолько шокированы этими подробностями. Я же помню, как любовалась именно этой статуэткой, грациозной фигуркой юного царя, яркостью красок фаянсовых бусин ожерелья, которое теперь разорвано…
Неужели для этого Говард Картер тридцать лет искал гробницу Тутанхамона в песках пустыни, а потом еще несколько лет сдувал пыль с каждого раритета, занося в каталоги даже крошечную бусину?
Больше, чем три тысячелетия пролежали нетронутыми мумии прадеда Тутанхамона и его жены, ровно до настоящего времени…
«Одновременно хотелось бы отметить, — пишет Виктор Солкин, — огромную роль простых египтян, которые, уважая и ценя наследие своих предков, создали «живую цепь», по сути, спасшую Египетский музей в Каире от ещё больших потерь до прихода армейских частей. Беспрецедентен по своей значимости и патриотизму поступок жителей деревень Курна и Байрат (западный берег Нила в Луксоре), которые создали отряды, патрулирующие оставленный охраной великий некрополь Фив, в частности — знаменитые Долину царей и Долину цариц (XV-XI вв. до н.э.). Любая попытка повредить уникальные, не имеющие аналогов росписи и рельефы гробниц фиванского некрополя, созданных в период одного из наивысших расцветов государства фараонов, оказалась бы полностью невосполнимой».
Я не люблю политику. Я никогда не видела революции. Я ничего толком не знаю о войнах. Но я точно знаю, что человек остается человеком, пока способен помнить, беречь, благоговеть. Пока в сердце у него остается хотя бы уголок для чего-то святого.
Ирина АННИНСКАЯ
Комментарии:
нет комментариев