Годовщина роковых событий в пригороде Марганца, имевших место 12 октября 2010 года, еще раз подтвердила, насколько мы взаимосвязаны в этом хрупком мире и как бережно нам нужно относиться друг к другу. Особенно в тех случаях, когда именно от нас зависят здоровье и жизнь находящихся рядом с нами людей.
Год назад
Для начала вспомним, что же произошло в то солнечное октябрьское утро в двух областях Украины – Запорожской и Днепропетровской.
Вот что. В 7.50, в районе запорожского села Петровское, на переезде Канцеровка-Мировая грузовой поезд столкнулся с трактором «МТЗ-80», выехавшим на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора. Тракторист погиб. Как уверял машинист локомотива, трактор, остановившийся перед переездом, двинулся с места, когда до поезда оставалось метров сто. Почему, совершенно непонятно.
Чтобы заменить поврежденный при столкновении локомотив, из Никополя был отправлен резервный электровоз ВЛ8-1583 [аббревиатура «ВЛ», к слову, расшифровывается как «Владимир Ленин»].
В 9.25, на скорости в 75 километров в час, электровоз приблизился к переезду, расположенному на 116-м километре перегона «Никополь – Марганец» железнодорожной ветки «Кривой Рог – Запорожье». В это время перед переездом – со стороны поселка Городище, являющегося пригородом Марганца, находился маршрутный автобус БАЗ А079.14 «Эталон» с 52-мя пассажирами в салоне. Водитель маршрутки пропустил следовавшую из Запорожья в Никополь электричку, но, почему-то не заметив электровоз, начал движение через переезд.
Врезавшись в переполненный автобус, электровоз протащил его примерно на триста метров. Погибли 45 человек: 44 пассажира и водитель маршрутки.
По числу жертв катастрофа под Марганцем стала крупнейшей в Украине с момента обретения ею независимости и считается одной из крупнейших в мире за всю историю катастроф подобного рода. Следующий за днем катастрофы день – 13 октября, был объявлен в Украине днем траура.
А 14 октября 2010 года в Городище хоронили погибших. На этот день тихий пригородный поселок превратился в одну похоронную процессию. Предугадывалось, что боль случившегося навсегда останется в душах жителей поселка.
Год спустя
С первого июня 2011 года железнодорожный переезд на 116-м километре закрыт: с обеих сторон прямо на проезжей части уложены мощные железобетонные блоки. Объехать их невозможно. Движение транспорта осуществляется по новому мос-ту, переброшенному через железнодорожные пути чуть поодаль от того места, где год назад остановился электровоз «Владимир Ленин» с растерзанной маршруткой.
Показалось символичным, что первым сооружением, встречающим въезжающих теперь в Городище, стал красавец Свято-Троицкий храм. В годовщину трагедии, 12 октября 2011 года, возле храма было многолюдно – здесь был освящен памятник, на котором выбиты фамилии всех погибших на переезде.
У подножия памятника лежали живые цветы, а с левого бока горела лампадка. Возле нее кто-то оставил два каштана.
К горлу невольно подступил ком, а в памяти всплыла картина годичной давности: железнодорожные пути, убегающие в сторону Запорожья, по которым разбросано имущест-во погибших в маршрутке – картошка и грецкие орехи, так и не доставленные тем, кому их везли.
Сегодняшние каштаны возле памятника напомнили прошлогодние орехи на путях…
Заговорив с одной из задержавшихся у памятника женщин, с удивлением узнаем, что Нина Ивановна – мама Оксаны Бойченко, одной из немногих, кому удалось выжить после столкновения маршрутки с электровозом.
– Я всех погибших знала, – рассказывает собеседница. – Среди них есть родственники, есть просто знакомые. Все, что произошло тут год назад, это ужасно. Это нельзя передать словами.
Вскоре возле памятника появляется и Оксана. Оставляет цветы, отходит в сторону.
Перво-наперво интересуемся здоровьем девушки.
– Головные боли не оставляют, – жалуется она. – А в начале ноября меня ждет плановая операция. У меня в правой травмированной руке находится пластина специальная, ее нужно будет извлечь. И потом начну разрабатывать руку.
По странному стечению обстоятельств, 12 октября 2010 года Оксана попала в роковую маршрутку совершенно случайно: могла уехать в Марганец на работу с дядей или на другом автобусе. Но не уехала. “Кто-то, – рассуждает она вслух, – как будто бы специально посадил меня в ЭТОТ автобус. И позволил выжить”.
По словам Оксаны, у многих пассажиров ТОГО автобуса было хорошее настроение. Пассажиры переговаривались между собой, обсуждая последние поселковые новости. Сама же Оксана – она находилась на заднем сиденье, пыталась кому-то дозвониться. А, не дозвонившись, приподнялась, чтобы положить мобилку в карман брюк. И метрах в ста пятидесяти увидела мчащийся по рельсам электровоз. Маршрутка в этот момент въезжала на переезд...
От удара о ближайший железобетонный столб, на котором укреплена контактная сеть, маршрутка разломилась и из нее стали выпадать пассажиры. Прямо на пути.
Оксана тоже выпала. И чудом осталась жива.
– А мой друг Славик погиб, – говорит подошедший к нам сельчанин по имени Григорий Николаевич. И добавляет: – В момент аварии я находился неподалеку от переезда. Услышав удар, бросился к путям. Подбежал и увидел двух сидящих на земле – их первыми выбросило. Остальные лежали вдоль полотна. Мертвые. Славик – тоже. Не приведи Господи кому-то видеть то, что видели в тот день мы.
Я молча киваю головой.
У меня нет слов, чтобы объяснить, почему в мирное время обычный пригородный поселок в один миг потерял 45 человек убитыми. А еще семеро даже спустя год после произошедшего продолжают залечивать раны. Телесные и душевные.
Комментарии:
нет комментариев