
Читательница ПОЗИЦИИ Бойкова Людмила Кирилловна обратила внимание редакции на выступление Василия Волги, лидера партии «Союз левых сил», в прошлом – народного депутата, на всеукраинском телеканале «112». В своем интервью он, в частности, выступил с критикой действующего правительства и провластной коалиции в Верховной Раде и, что еще важнее, с критикой отсутствия предлагаемой реальной альтернативы и правительству, и парламентскому большинству.
Злая ирония в том, что редкие появления, например, самого же Волги в эфирах и на страницах СМИ – как раз свидетельство отсутствия такой альтернативы.
Еще одно подтверждение – тупик в работе нынешнего правительства и безвыходность в формировании нового. Кадровые перестановки в украинской власти нередко сравнивают с перетасовыванием карточной колоды. Но ведь и колода далеко не безразмерна. Сильных карт в ней немного, а уж собрать крепкую комбинацию – вообще редкий случай.
Но с необъяснимым упорством «крепкую комбинацию» правительства и коалиции уже полгода на Банковой и на Грушевского пытаются сложить из все того же искусственно ограниченного набора политиков и чиновников. Владимир Гройсман как кандидат на пост премьер-министра – еще одно доказательство тупиковой ситуации. Кадровый голод, иными словами – заканчиваются люди.
«Свежая кровь»
В теории именно реальная оппозиция, или точнее – реальная альтернатива власти, должна становиться отчасти источником новых кадров для власти, и в то же время источником изменений системы власти. Та самая «свежая кровь» не только в смысле новых лиц, но и в смысле новых идей.
Однако такого обновления Украина не знала долгие годы, если знала вообще. Не в счет – переманивание «тушек» из политсилы в политсилу. Хотя бы потому, что «тушки» качественные изменения не несут. Не в счет и смены властной верхушки, которые всегда представляли собой лишь замену, притом – временную, одних кланов другими.
Периодически у «элит» и приближенных к ним кругов (медиаменеджеры, бизнесмены) все же случаются озарения: видимо, хотя бы бессознательно, но они чувствуют необходимость альтернатив. И тогда трибуну, а иногда даже небольшую долю властных полномочий получают внесистемные силы: тот же «Союз левых сил», «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, «Демократический Альянс», партия «5.10», кто-то из аграриев «Заступ» или Аграрная партия Украины), кто-то из «зеленых» и т.д. Первая проблема состоит в том, что этим политсилам даже минимальные возможности «сильные мира сего» дают на очень короткое время, да еще и, как правило, используют в своих больших политических играх в качестве пешек.
Вторая, менее заметная проблема: большинство из этих альтернативных сил являются внесистемными и альтернативными только по признаку молодости, отсутствия в советах, небольшого влияния. Идеологически же они представляют тот же спектр, что и крупные игроки: от крайне правых взглядов до центризма. И ни на сантиметр левее.
Такой шанс – только раз?
Давно не новость, что украинская политика совершила крен вправо, но выравнивать ее нечем и некому: вся дискуссия происходит на базе правой идеологии. Кто более либерален в экономике? Кто более консервативен во взглядах? К слову, именно такие споры легко услышать сейчас в наших многочисленных политических ток-шоу.
Но где же в таком случае украинские левые?
После победы Евромайдана под гласным или негласным давлением оказались несколько политических сил: радикальных пророссийских (и так локализованных главным образом в Крыму) и левых. «Партию регионов» к жертвам «нового режима» тяжело отнести при всем желании: она сохранилась формально и даже выдвигала своего кандидата на президентских выборах 2014-го, а потом успешно стала донором для нескольких партийных проектов, в том числе для «Оппозиционного блока», БПП-«Солидарности», «Відродження» и так далее. Особых усилий власти для этого не потребовалось.
КПУ и ПСПУ смогли сохраниться частично и даже объединились под «гнетом» совершенно новых обстоятельств, но уже представляют тень самих себя еще трехлетней давности. Здесь, конечно, власть и провластные силы внесли свой значительный вклад: сплав правовых, силовых, политических, информационных мер отбросил обе левые партии на обочину политической жизни. С другой стороны, и КПУ, и ПСПУ настолько привыкли к тепличным условиям, созданным «бело-синими», что оказались неготовыми даже к таким, весьма мягким, репрессиям.
Парадоксально, но революция 2014-го дала шанс «новым левым»: получил свободу упомянутый выше лидер «Союза левых сил» Василий Волга (политзаключенный времен Януковича); серьезно поредели ряды «старых левых», которые утратили и доверие электората, и в значительной мере сам этот электорат (на Донбассе и в Крыму). Наконец, власть, а значит – и полную ответственность за реформы и их провал, получили только правые.
Как левые воспользуются этим очень хорошим шансом в очень плохих обстоятельствах, можем только предполагать. Пока лишь констатируем: ни их мнение, ни их опыт, ни их взгляды властью по-прежнему в расчет не принимаются. Лучше еще раз перетасовать колоду?
Игорь ОВДИЕНКО

























Название издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета "
Комментарии:
нет комментариев