Как вести диалог, если вас по телефону пытаются "нагнуть" работники правоохранительных органов, пытаясь получит какую-либо информацию? На какие статьи закона ссылаться с ними в устном общении и официальной переписке? Сегодняшняя наша тема – «телефонное» право.
Уровень правовой грамотности у нас низок. Но связано это не с косностью украинцев, а с тем, что государству, во всех его проявлениях, выгодно, чтобы наши граждане перманентно находились в зашуганом положении.
Если наш предыщий материал носил более "развлекательный" характер, то методы, изложенной в этой статье, уже надо применять на практике.
Начнем с причин. Зачем они это делают? Поводов достаточно много. Самая банальная – им не хочется никуда идти, а Ваша фамилия всплыла в материалах дела, поэтому они пытаются собрать сведения непосредственно у Вас.
Более серьезная причина – им необходимо выполнить план, поэтому Вам по телефону (меньше свидетелей) выдвигается какое-то обвинение в надежде, что от неожиданности Вы можете наговорить лишнего. Наговорите – есть повод действительно какое-то дельце состряпать.
И самая серьезная причина – Вы стали объектом зависти, и Вам этого не могут простить, а потому соответствующие работники пытаются Вас вытянуть «на побеседовать», причем зачастую дело выходит за рамки их полномочий.
Рассмотрим примерный диалог между Вами и сотрудником органов, которые по старинке еще называются правоохранительными.
Он. - Здравствуйте, я из N-ского райотдела милиции, старший лейтенант (назвать ФИО обычно забывают)
Вы (удивленно). – Здравствуйте. Что случилось?
Он (сразу начиная надавливать). - Вы у нас проходите по делу № … Я хочу задать Вам несколько вопросов (и тут же следует ряд вопросов о Вашей личной жизни или о делах Ваших знакомых).
К сведению Стаття 63 Конституції України. Особа не несе відповідальності за відмову давати показання або пояснення щодо себе, членів сім'ї чи близьких родичів, коло яких визначається законом. |
Вы, ошеломленные напором, начинаете на эти вопросы отвечать, а он – записывать Ваши показания, вырывая Вам яму еще глубже. Тем более, что он Вам не рассказал Ваши права, что Вы можете отказаться от дачи показаний в отношении себя и членов своей семьи, что это право гарантировано Вам Конституцией… Собственно, его дело уже сделано. А Вы должны помнить, что если бы у него что-то на Вас было сразу, он прислал бы Вам повестку.
Рассмотрим другой вариант – Вы вовремя вспомнили о своих правах:
Он. - Здравствуйте, я из N-ского райотдела милиции, старший лейтенант.
Вы. – Простите, не расслышал, как Вас зовут? (Вы сами переходите в атаку)
Он. – Иванов Иван Иванович. Вы у нас проходите по делу № … Я хочу задать Вам несколько вопросов.
Вы. – А почему по телефону? Разве я не должен получить повестку?
Он: в лучшем случае – начинает рассказывать, что у них нет денег на почтовые расходы…; в обычном случае – он задает Вам риторический вопрос «Зачем все усложнять? Хотите – пришлем…». В худшем, когда Вы разозлили его таким микросопростивлением, - возможна такая фраза: «Дайте телефон Вашего начальника, я ему перезвоню и скажу, что Вас старые грехи не пускают нормально работать».
Вы начинаете выяснять, почему он обратился именно к Вам. Представим, что Вы при этом упомянули Конституцию.
Он. – Так это вы отказываетесь разговаривать? Это Вы на наш орган хрен кладете?
Тут я бы ответил вопросом на вопрос: «А Вы на Конституцию хрен кладете?». Но ответить стоит иначе.
Вы. – Погодите, я включу запись.
С вероятностью 99 %, что разговор на этом прервется.
Чем меньше и вежливее Вы будете общаться с правоохранителями, тем целее Вы будете.
А вот после звонка следует написать в этот орган письмо и поинтересоваться, какие в отношении Вас ведутся следственные действия и выяснить, действительно ли Ваш собеседник работает в этом органе. Такое же письмо следует направить и в районную прокуратуру.
Мы надеемся, что после этого беспокоить Вас по телефону уже не будут.
Если же с вами пытаются "общаться" с помощью официальной переписки, то рекомендуем вам воспользоваться следующими "типовыми ответами".
Владимир ПОКУТСКИЙ, Panoptikon
Комментарии:
нет комментариев