Временный тариф на пассажирские перевозки по городу следует отменить и вернуть прежний — 1,5 грн., — считает директор департамента социально-экономического развития исполкома Наталья Гончарова. Перевозчики настаивают, что тариф надо повысить с нынешних 1,7 грн. до 2,5-3 грн.
Дискуссия возникла в ходе работы комиссии, созданной по распоряжению городского головы Евгения Шаповалова для изучения расчетов, предоставленных перевозчиками.
Каждому маршруту — тариф
Чтобы подтвердить свою правоту в отношении поднятия стоимости проезда, перевозчики заказали расчеты по каждому маршруту на стороне за свои «кровные». Чтобы получить максимально адаптированные к ситуации расчеты тарифов на проезд, за каждый маршрут перевозчикам пришлось выложить по 300 грн. По словам перевозчика Юрия Сопильняка, расчеты были выполнены в одесском научно-производственном центре «Эконом-информ», который выполняет аналогичные заказы перевозчиков Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областей.
Для того, чтобы получить максимально обоснованные цифры, на каждый маршрут были заполнены подробные анкеты: сколько и каких машин его обслуживают, расход топлива, стоимость резины и ГСМ, время движения, протяженность оборотного рейса и пассажиропоток. В итоге средняя расчетная стоимость проезда на наиболее людных городских маршрутах существенно отличается от существующего тарифа. На маршруте №21, по словам Юрия Васильевича, цена проезда составляет 2,25 грн., для пассажиров «4/1» проезд должен быть 2,53 грн., проехаться на «девятке» стоит еще на девять копеек дороже. Согласно расчетам, тариф 17-го маршрута должен составлять 3,06 грн., а для поездки на косу на 15-м требуется заплатить 4,1 грн.
Расчеты — лишь информация к размышлению
По словам директора департамента социально-экономического развития исполкома Натальи Гончаровой, всесторонняя проверка расчетов с участием специалистов налоговой инспекции и управления труда и соцзащиты населения выявила их несоответствие методике Минтранса. Спустя месяц после начала работы комиссии до сведения перевозчиков довели: их расчеты могут носить лишь рекомендательный характер. Если же буквально придерживаться буквы закона, то 99 предпринимателей, участвующих в этом бизнесе, должны самостоятельно сделать более сотни расчетов, что невозможно физически.
В состав комиссии входят 12 человек, из них три представителя перевозчиков. Чтобы разобраться в этом вопросе до конца, запланированы консультации в обладминистрации. Затягивание с изучением расчетов не на руку перевозчикам: уже через месяц после того, как инициативная группа предпринимателей подала расчеты по перевозкам в отдел транспорта, стоимость метана — газа, на котором работает 90% маршруток — поднялась с расчетных 3,18 до 3, 48 грн.
Прогнозы пока безрадостные
В качестве примеров для подражания руководство комиссии видит опыт Энергодара, Мелитополя и других городов области, где плата за проезд — ниже бердянской, а перевозками занимаются единицы.
— Если говорить по документам и учитывать то, как сейчас идет рассмотрение вопроса в антимонопольном комитете, и если мы не утверждаем тариф 1,7 грн, то нам бы было безопаснее снизится до 1,5 грн. — сообщила Гончарова на заседании комиссии 29 апреля.
Однако, в случае возврата к прежнему тарифу со стороны перевозчиков прогнозы неутешительные: большинство намерены свернуть бизнес, что повлечет безработицу, а оставшиеся уйдут в тень.
— Сегодня выехать и сделать четыре неучтенные ходки, чтобы заработать себе на жизнь, гораздо проще, чем работать официально и подставляться под многочисленные проверки и бешеные штрафы, — убеждена предприниматель Елена Гапонова.
Что касается возможности появления в Бердянске одного перевозчика-монополиста, который смог бы выполнять все требования и не «прогореть», этот сценарий перевозчики считают совершенно нереальным.
Олег ЕРЕМИН
Комментарии:
нет комментариев