В напряженный летний сезон спрос на услуги такси резко растет. При этом, у пассажиров и таксистов, как правило, увеличивается количество взаимных претензий. Какие проблемы доставляют друг другу службы такси и их клиенты, «Деловой» узнал у них самих.
«Я плачу и будут делать, что хочу!»
Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться, таксисты чаще всего называют плохие дороги и неадекватное поведение пассажиров.
— Особенно в вечернее и ночное время, — рассказал газете директор «Приват-такси» Александр Ткаченко, — попадаются клиенты в состоянии алкогольного опьянения, которые ведут себя нехорошо, ругаются матом, провоцируют конфликты. Везти такого пассажира мало приятного, тем более что нужно следить за дорогой. Есть такая категория пассажиров, которые так и заявляют: «Я плачу и буду делать, что хочу!»
К неадекватным клиентам, по мнению таксистов, можно отнести и клиентов, которые могут вызвать машину, потом передумать, а заказ не отменить. Ложные вызовы — еще одна проблема, тормозящая работу такси.
Как рассказала «Деловому» директор «Элен-такси» Елена Катрич, клиенты, которые отличились ложными вызовами, а есть и такие, кто любит вызывать по несколько машин сразу, попадают в «черный список». Такие списки есть практически во всех службах. Поэтому, прежде чем шутить с диспетчером, следует помнить, что в следующий раз вам могут отказать или даже не ответить на звонок с засветившегося в «черном списке» телефона.
У водителей такси свои методы борьбы с недобросовестными клиентами.
— Есть такие, — рассказал таксист одной из служб, — что вызывают сразу несколько машин разных служб: кто примчался первым, на том и едут, не отменяя остальные заказы. Единственное средство борьбы с подобными хамами — развернуться и уехать всем таксистам. Раз пять так и делали, но коллеги были все знакомые, иначе метод не срабатывает.
По словам заместителя директора фирмы «Таврия-такси» Валерия Жуковского, культура поведения многих пассажиров оставляет желать лучшего.
— Каждый хочет сесть в чистую машину, при этом норовит нагадить, а завтра опять требует сервис по высшему классу, — сетует Валерий Алексеевич. По его наблюдениям, воспитанность пассажиров зависит от города проживания.
— Отдыхающие из крупных городов чаще ведут себя адекватно. Зато гость из какой-нибудь Кацапетовки в две тысячи жителей устраивает скандал на пустом месте, при этом всех увольняет и грозит чуть ли не расстрелом.
Зато директор «Люкс-такси» Сергей Дахновский своими клиентами доволен:
— Они у нас самые лучшие, что вовсе не удивительно. Слоган фирмы — «Если уверен в себе и знаешь, что ты хочешь — тогда
«Люкс-такси». Соответственно, нашим пассажирам не нужно самоутверждаться дешевым способом, они и так успешные люди.
Таксисты глазами пассажиров
В наше время трудно найти человека, который бы не пользовался услугами такси: кто-то делает это постоянно, кто-то в случае редкой необходимости. Однако у каждого из нас сложилось определенное мнение о такси и таксистах, основанное на собственном опыте. Проведя опрос среди пассажиров, мы пришли к выводу, что для большинства таксист — это разбитной малый с вечно хрипящим в салоне радио «Шансон» (которого, кстати, в городе давно нет, — ред.), желающий одного — развести клиента «по полной». Но встречаются и другие мнения.
Например, одна из опрошенных женщин заметила, что таксисты — настоящий кладезь информации. От них можно узнать самые свежие городские новости, вплоть до личной жизни депутатов и отцов города, новых скидках в супермаркетах и таксы проституток. И эта информация, как правило, бывает достоверной. В такой осведомленности нет ничего удивительного, ведь наши перевозчики часто выступают в роли психоаналитиков — дают человеку выговориться, впитывают накопившийся у него негатив, а попутно и полезную информацию. Здесь срабатывает эффект «случайного попутчика».
Знакомая как-то призналась, что, садясь в такси, непроизвольно выбалтывает водителю свои проблемы, порой даже сокровенные, а, бывает, и получает весьма ценные советы. Но это, скорее, нестандартный взгляд на пользу такси, исключение из правил.
В основном пассажиры имеют к такси ряд конкретных претензий: несвоевременное прибытие машины, неопытность и лихачество водителей, блатные песни, громко звучащие в салоне, нежелание давать сдачу (якобы из-за отсутствия мелких купюр). Хотя известен и достоверный случай, когда таксист не смог дать сдачи с 50-гривневой купюры и лично привез клиенту сдачу на следующий день.
Таксометр — друг таксиста
— Во многом заработок водителей зависит от диспетчеров, — считает водитель одного из городских такси Иван. — За шесть лет работы таксистом сменил не одну службу такси. Хуже всего там, где на линии работают «хозяйские» машины. Они первыми заказ получат, и «межгород», как правило, перепадет им, и вообще таким любимчикам заказы достаются «пожирнее». Сейчас работаю в одной из наиболее прогрессивных фирм, где такого нет. В среднем выполняется 30-35 заказов за сутки, полторы гривны с каждого идет начальству. Количество заказов — совсем не показатель: можно и на десяти «ходках» положить в карман 200 грн. Из обязательных платежей в месяц набегает еще 200 грн. — за аренду рации, счетчика и рекламный сбор. Если авто арендованное — вычитаем еще 80 грн. хозяину. Таким образом, в среднем «чистыми» выходит от 60 до 150 грн. за дежурство. Летом подбираю клиентов с «бордюра», что, разумеется, выгоднее: оплата удваивается, а делиться ни с кем не нужно. Мой рекорд в курортный сезон — 500 грн. за сутки. Из существующих служб такси твердо стоят на ногах пять или шесть, остальные выплывают благодаря заниженному тарифу.
Конкуренция, по словам таксистов, сейчас не такая острая, как прежде, — шины уже никто не режет. Бывает, что «воруют» заказы: машина приезжает, а клиента и след простыл. Ему-то без разницы, кому платить — главное побыстрее уехать.
Сейчас почти везде стоят таксометры, — продолжает Иван, — и, по большому счету, это настоящий друг таксиста, да и клиента тоже, особенно на короткие поездки. Исключение только весной, когда многие ходят пешком — в итоге набегает большой «холостой» пробег до заказа. В полноценных таксометрах «нахимичить» невозможно, таких умельцев пока нет: регулировка счетчика осуществляется хозяином фирмы с помощью пульта, на каждом таксометре персональный код. Что касается четырехкнопочных устройств без пульта, то верить их показаниям не рекомендую: такой счетчик можно «накручивать» под любой тариф.
Комментарии:
нет комментариев