misto.zp.ua

Судьба хлопкозавода, построенного в Мелитополе

Судьба хлопкозавода, построенного в Мелитополе

Снимок улыбающейся колхозницы, державшей в руках что-то очень привлекательное и очень воздушное – вроде счастья размером с маленькое облако, разместил пару лет назад у себя на странице в соцсетях житель села Охримовка Акимовского, входящего теперь в состав Мелитопольского, района Владимир Король, подписав его так: «Охримовский хлопок». Интересное историческое фото потом повторили некоторые электронные СМИ региона, заметив, что хлопок в Мелитопольском и Акимовском районах запорожского края, как, впрочем, и в некоторых других районах южной Украины, пытались выращивать не так уж давно — в конце сороковых – начале пятидесятых годов минувшего, очень неоднозначного столетия. Пытка, как и следовало ожидать, успехом не увенчалась: урожай украинского хлопка получался почти смехотворным. При значительных денежных и трудовых затратах. Нынче о снимке с улыбающейся колхозницей я вспомнил вот по какому случаю: кое-что любопытное о запорожском хлопке я нашел в книге воспоминаний  бывшего генерального директора ПО «Юждизельмаш», почетного гражданина города Токмака Василия Ахрамеева «Рекою жизни». Василий Никифорович, к сожалению, ушедший из жизни в мае прошлого года, в свое время, оказывается, был лично причастен к возрождению хлопкозавода, построенного в Мелитополе и пришедшего в упадок в связи с крахом программы «Самый белый хлопок Украины» [это я такое название глупым идеям партийных вождей придумал]. Вот, что вспоминает автор книги о событиях, относящихся к концу пятидесятых годов, когда он работал в Запорожском совнархозе:

«Заместитель председателя совнархоза Павел Скляров передо мной поставил новую задачу: Изучить возможность передачи с Запорожского моторостроительного завода [ныне завод «Мотор Сич»]  на другой завод производство силовых гидроагрегатов для тракторной промышленности и амортизаторов для автомобилей «Запорожец». Моторостроительному заводу для увеличения выпуска авиационных моторов не хватало производственных площадей. Для организации производства гидроагрегатов и амортизаторов нужно найти другие свободные площади. На действующих заводах области таких площадей не найти. Постоянно думая об этом задании, я однажды вспомнил рассказ директора дизелестроительного завода Гончара Николая Васильевича о том, что на окраине Мелитополя в свое время кто-то из великих кормчих страны выдвинул идею выращивать свой украинский хлопок. Почему бы, мол, не использовать воду Каховского водохранилища и благодатный теплый климат юга Украины? Сказано – сделано. От Мелитополя до Каховки раскинулись ровные, как ладошки, бескрайние степи. Ни единой балочки или бугорка. На этом черноземе не только хлопок, но и телега с лошадьми вырастет, если воткнуть в нее оглоблю. С выращиванием хлопка, в Мелитополе шло бурное строительство хлопкоочистительного завода, который должен был очищать хлопок, выращенный в южных районах Украины. Два года подряд сеяли хлопок, но он упорно отказывался произрастать в условиях юга Украины. Завод построили, а очищать нечего, хлопку не хватало тепла при наличии излишков воды в Каховском водохранилище. Я решил съездить и посмотреть на заброшенную территорию и сооружения хлопкозавода. Лучшего места для создания завода гидроагрегатов и амортизаторов придумать было невозможно: на территорию подведена линия электропередач, железная и асфальтная дороги. Построены три здания для складирования хлопка, небольшое двухэтажное помещение, которое можно временно использовать под размещение заводоуправления и других служб. Главное — на первых порах есть, за что зацепиться. Имеющиеся здания можно сразу же использовать под производство гидроагрегатов. Под расширение завода можно использовать десятки гектаров свободной земли, которая была отведена под хлопкоочистительный завод и заросла бурьяном. Когда я доложил об этом, было принято решение вместе со мной выехать в Мелитополь специалистам, включая директора моторостроительного завода Омельченко Василия Ивановича, чтобы на месте оценить обстановку и принять решение. Так родился в Мелитополе новый агрегатный завод, который с помощью моторостроителей уже в 1959 году освоил серийное производство гидроагрегатов для тракторов, а амортизаторов — для «Запорожца». В дальнейшем с помощью проектного института был разработан проект реконструкции предприятия и усиленными темпами началось строительство завода и ввод новых мощностей, которые позволили не только освободить Запорожский моторостроительный завод, но и обеспечить тракторные заводы страны гидроагрегатами, а «Запорожец» — амортизаторами».

Остается добавить, что строительство хлопокзавода началась в августе 1950 года на территории бывшего государственного лесопитомника в юго-западной части Мелитополя. И уже 1 декабря 1951 года министерство хлопководства УССР приняло первую очередь Мелитопольского хлопкозавода и ввело его в эксплуатацию. При этом по характеру строений и имеющемуся оборудованию комиссия отнесла его к лучшим хлопкозаводам страны. Но уже через пять лет — в связи с прекращением хлопкосеяния на неполивных землях УССР, завод потерял сырьевую базу, возникла необходимость срочного изменения профиля производства.

[На чуть осовремененном снимке из архива Владимира Короля: охримовский хлопок]


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в