
Во многих областях Украины, где в рамках децентрализации появились первые объединенные громады, состоялись выборы сельских старост. Но станут ли они эффективными управленцами, выиграет ли от этого в конечном итоге село? Вопросов пока больше, чем ответов.
Ответить на них человеку непосвященному, задача непосильная. Даже те, кто уже выбрал себе старосту, с трудом представляют для чего нужна эта должность. Чтобы как-то прояснить ситуацию, мы обратиться к мнению экспертов.
Староста нужен – это факт
Наш собеседник – директор Запорожского офиса реформ Александр Свистун.
– Какое количество объединенных территориальных громад сегодня существует в Запорожской области? В скольких из них уже прошли выборы старост?
– Таких громад шесть. Согласно утвержденному перспективному плану, их должно стать шестьдесят девять. Согласование на уровне Кабмина уже прошла пятьдесят одна громада, еще восемнадцать должны быть переформатированы с учетом замечаний правительства. Что касается выборов, 25 октября минувшего года они прошли во всех шести новосозданных громадах, как это и положено по закону.
– В чем, в свете концепции реформирования местного самоуправления заключаются функции старосты?
– Обозначим четко, кто есть староста. Староста – это должностное лицо местного самоуправления, которое автоматически, при вступлении в полномочия, получает статус члена исполнительного комитета объединенной громады. В законе «О добровольном объединении территориальных громад» прописаны его пять основных функций. Первая из них – представительская. Он представляет интересы населенного пункта, в котором избран. Благодаря тому, что староста обладает правом голоса в исполкоме, он может лоббировать интересы своей территории, а также принимать участие в формировании финансовых программ. Но, пожалуй, одна из главных функций – всесторонняя помощь населению в процессе оказания услуг. На сегодняшний день он занимается тем, что собирает пакеты документов от людей, необходимых для получения справок или проведения каких-то регистрационных действий и отвозит их в административный центр громады.
– Можно ли сказать, что староста, по сути, это то же самое, что и «голова сільради»?
– Это верно лишь отчасти. Да, он выполняет определенный функционал, ранее относившийся к полномочиям сельского головы. Но меняется сама концепция. Сегодня староста – это посредник между органом управления объединенной громады и жителями того населенного пункта, который он представляет.
– По Вашему мнению, процесс избрания старост может привести к положительным изменениям в жизни селян?
– Конечно. Хотя, скажу откровенно, негативные моменты есть. Например, усложняется логистика. Человеку, живущему в отдаленном селе, теперь нужно везти собранные документы к старосте, который в свою очередь отвозит их в административный центр. Тогда как раньше необходимую справку можно было получить из рук сельского головы. Но, думается, здесь нужно делать скидку на переходный период. Однако староста нужен – это факт! Немаловажно, что теперь громады имеют полное право самостоятельно решать все вопросы, связанные с их работой.
Хуторянство как фактор
К вопросу о том, что изменит в стране процесс выбора старост, будет не лишним привести мнение еще одного эксперта – лидера общественной организации «Объединение регионального развития», главы Института публичной политики и консалтинга Сергея Быкова.
– Вопрос выборов старост лежит в плоскости децентрализации в Украине. Децентрализация началась, но еще не принято достаточно законов, которые бы регулировали деятельность старост. То, что их избирают – безусловно, плюс. Но для их работы нет достаточной нормативной базы, – отмечает он.
– Пока – по закону – председателей сельсоветов ведь никто не отменял?
– Да, не отменял. И староста сегодня реально становится «подконтрольным»: это человек, на которого будут падать все шишки от жителей. Потому что реальных полномочий у него слишком мало. На самом деле такие полномочия пока у глав сельсоветов или территориальных общин. То есть на «институт старосты» будут списывать все огрехи сельской власти.
– Некоторые аналитики убеждены, что для большинства местных громад, которые стали объединяться, чтобы потом избирать себе старост, главная мотивация – новые полномочия. К примеру, при разделе земли. Что думаете Вы?
– Все реальные полномочия, в том числе дележ земли, так или иначе будут зависеть не от старост, а от глав объединенных территориальных громад, глав сельсоветов. Поскольку сельский совет принимает на своей сессии решение о выделении или невыделении земли. А староста будет реально отвечать за то, что фельдшер вовремя не приехал, что участковый неправильно составил протокол и соответственно не были проведены следственные действия.
– Для чего тогда так называемая реформа? Может, для начала следовало необходимые законы принять, и уже потом выбирать старост?
– К сожалению, в Украине понятие децентрализации достаточно извращенное. Мы декларируем, что полномочия передаем на места, хотя по факту происходит не децентрализация, а укрупнение населенных пунктов и территориальных общин. Это не имеет ничего общего с децентрализацией!
Плюс, если говорим, что берем за основу польскую модель, то слишком много отличий между нею и украинской моделями. К примеру, в Польше было очень развито хуторянство, Украине же оно несвойственно.
Хуторянство как раз и заключается в том, что есть одна ферма или одно домохозяйство между двумя селами – и оно уже называет себя хутором. Хутор не хочет присоединяться ни к одному селу, ни к другому.
Вследствие такой особенности в Польше было введено понятие объединенных территориальных общин.
– Объясните простыми словами: чем староста отличается от председателя сельсовета?
– По большому счету, ничем. Просто происходит укрупнение. И на низовом уровне создается дополнительный орган, на который можно повесить все грехи. Сельский староста – это, грубо говоря, председатель села... Ни у кого не будет желания его снимать – он будет очень выгоден как депутатам, так и главе объединенной территориальной громады, хотя реально все будет решать глава общины, поскольку решения будут приниматься единым советом.

























Название издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета "
Комментарии:
нет комментариев