В Запорожье предлагают не сокращать школьные каникулы, а наоборот увеличивать, но за счет летних месяцев отдыха. На днях в Запорожском областном институте последипломного педагогического образования прошли общественные слушания в поддержку решения сессии Закарпатского облсовета о продолжительности зимних каникул, возврату к 11-летнему сроку обучения в школе и пересмотре системы оценивания знаний – то есть к возврату к 5-балльной системе.
В заседании круглого стола приняли участие заместитель председателя Запорожского областного совета Анатолий Светлицкий, депутат облсовета, председатель постоянной комиссии по вопросам науки, образования и культуры Валентина Сватьева, депутат облсовета Виктор Межейко.
Даже сейчас, спустя 9 лет после введения новой системы оценивания знаний учеников средней школы, не стихают распри между сторонниками и противниками нововведений, пытающихся вернуться к испытанной советской школой 5-балльной системе и пересмотреть время длительности каникул.
Как говорит заместитель председателя Запорожского облсовета Анатолий Светлицкий, количество баллов оценивания, срок обучения – это частность, но она была проверена временем.
Идея перехода на 5-балльную систему оценки знаний и уменьшение срока обучения поднимается давно. До сих пор четко никто не может сформулировать: что же лучше?
Сегодня важно, что получится «на выходе» этого эксперимента, ведь еще нет детей, окончивших школу по европейской системе обучения. Только увидев результат, можно будет сказать, получили мы или нет «лучший продукт» для общества, чем при прежней системе образования.
В последнее время специалисты общего образования обсуждают возможность сокращения летних каникул, которые являются одними из самых длинных в мире. Педагоги говорят, что за три летних месяца школьники успевают забыть все, что проходили в учебном году и предлагают начать учебный год, например, с 20 августа. Кроме того, сокращение летних каникул позволило бы разгрузить насыщенную школьную программу.
Кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий НМУ психологии и социологии образования ЗОИППО Сергей Подмазин подчеркнул, что необходимость увеличения зимних каникул до трех недель, в связи со здоровьем учащихся, давно обоснована. Третья четверть самая трудная и самая длинная и ребята с трудом дотягивают до каникул. Может быть, нужно рассмотреть вопрос об увеличении зимних каникул, хотя бы для учащихся начальной школы. Кроме того, граница возраста при поступлении в первый класс должна быть не ниже 7-ми лет с 11-летним сроком обучения. Реально шкала баллов не имеет значения. Необходимо существенное (до 50%) сокращение количества учебных предметов и учебных программ с целью полного усвоения школьниками учебного материала.
Проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ЗОИППО Екатерина Крутий также считает, что отправлять детей в школу с 6 лет нельзя. Отдать или не отдать ребенка в первый класс до 7 лет – выбор родителей. Сейчас в школу набирают детей с 5,5 лет, но 6 месяцев – это принципиально важно для развития ребенка.
Сегодня не столь важно, сколько лет будет ребенок учиться, важно, какие условия будут в учебном заведении созданы. Согласно социологическим данным, если 30 лет назад 99% малышей шли в школу охотно, то сейчас 80% детей не желают идти в первый класс и 90% учеников оканчивают школу с негативным отношением к ней. В наше время в 6 лет не готовы к обучению в школе 51% учеников, в 6,5 лет – 32%, в 7 лет – 13%.
По мнению проректора по учебной работе Классического приватного университета Игоря Грозовского, реформирование школы не должно было начинаться с введением 12-балльной системы и независимого внешнего тестирования при поступлении в вузы. Одной из причин перехода на 12-балльную систему было не травмировать ребенка отрицательными оценками, однако теперь у них нет мотивации учиться. Ежегодно интеллектуальный потенциал выпускников снижается. Кроме того, в связи с введением независимого тестирования школьный аттестат превратился в «ничто». Независимое тестирование – это запрет на высшее образование, которое сейчас возможно получить только по «бумажке».
– Система образования довольно давно находится в стадии реформирования, – говорит начальник городского управления образования и науки Дмитрий Секиринский. – За 15 лет не помню, чтобы не было одной-трех недель дополнительных каникул, связанных с карантином. Но если примется решение о продлении зимних каникул – будет только лучше.
Обучение 6-леток – принципиальный вопрос, но я не вижу массовости. В школу идут дети, которые к ней готовы. Если видят, что ребенок не готов, родителей просят подождать год. Считаю, нужно не убирать из наших школ 6-леток, а готовить школы к 6-леткам!
Если говорить о системе оценивания, то ее не нужно превращать в принципиальный вопрос. 5-балльная, 12-балльная, 100-балльная – в разных странах по-разному, и для системы образования особого значения это не имеет. Это просто измеритель, «градусник, показывающий температуру» и не больше. Если говорить о возврате к 10-летнему обучению, то это неправильно. 12-летнее обучение позволяет провести специализацию старшей школы.
Дети, которые будут учиться по 12-летней программе, в новом учебном году-2009 идут в 9-й класс. Если в течение следующего учебного года будут приняты необходимые меры, чтобы изменить структуру учебного плана, мы все успеем.
Напоследок
Участники круглого стола считают, что, в первую очередь, нужно вернуть государство в систему образования. В Украине в сфере образования работают и учатся более 10 млн. чел. Сегодняшние изменения в образовании – это внешнее проявление реформы, которые не затрагивают сам процесс. В 11 классе дети понимают, что их подготовили не к труду, а к бирже труда.
В целом, специалисты поддерживают мнение, что нужно остановиться на 11-летнем образовании в школе и оставить 12-балльное оценивание, поскольку 5-балльное дискредитировало себя и свелось к одной позитивной оценке.
Реформа, какая бы она ни была, должна начинаться снизу. Эти проблемы еще долго будут обсуждаться, и хорошо, что такие процессы начались в вузах Запорожской области.
Есть мнение
Ректор Запорожского областного института последипломного педагогического образования, депутат Запорожского облсовета Владимир Пашков:
– Гражданское общество, которое формируется, в данном случае в Запорожском регионе, получило право голоса. Причем, по сложнейшей и весьма болезненной проблеме – состояние системы образования не только в регионе, но и в государстве. Поскольку нам предстоит принять решение, поддержать или нет инициативу Закарпатского областного совета, то мы этот голос отдаем за продолжение оздоровления и модернизации системы образования страны.
Нас услышала представительская и исполнительная власть, присутствующая за сегодняшним круглым столом, мы нашли достаточно много общих точек соприкосновения для этой общей работы. По инициативе Запорожского облсовета все наработки участников общественного слушания получат продолжение в изданном в скором времени сборнике.
Виктория КИРИЛЕНКО
Комментарии:
нет комментариев