Красная вода» – так запорожцы называют бурный поток промышленных стоков, пересекающих центр города между улицей Гагарина и площадью Пушкина. Шламонакопитель, где берет начало «Краснючка», находится в Капустяной балке. Уже в 70-е запорожская пресса бьет в набат: «Густая бурая масса заполнила балку. Высокий уровень шлака не дает воде возможности отстояться, и она почти безо всякого осветления течет через переливное устройство. Эксплуатирует шламонакопитель «Запорожсталь». Но, как сообщают газеты в 70-е, сбрасывают сюда стоки и алюминиевый, и коксохимический, и электрометаллургический, и другие заводы. Вот что, например, «отгружают» в «красную воду» одни только запорожсталевцы: окалину из прокатного цеха, пыль из окиси железа, остающуюся после очистки доменного газа и «много другой гадости». В 70-е специалисты предлагают отправить эту «гадость» на повторную переплавку. А участники рейда народного контроля обращаются к руководителям запорожских заводов: «Проникнетесь чувством ответственности перед народом и природой. Ибо кому нужны миллионные доходы и сильная экономика, если нет здоровья». Подписываемся, даже 35 лет спустя!
Вокруг острова Хортица
Уже в 1978 году запорожцы могут прогуляться вокруг острова Хортица на теплоходе. Прогулочное судно носит название «Світанок-6» и отправляется ежедневно с речного вокзала «Запорожье» и причала имени Жданова по пять раз в день. Продолжительность экскурсии «Остров Хортица – памятник природы и истории края» – 2 часа.
Пляж «Магадан»
Кстати, о судах. В Запорожье в урочище Вырва есть пляж. В 1978 году запорожцы называют его «Магаданом». Такое имя он получил как раз благодаря одному из теплоходов. Судно «Магадан» затонуло здесь в 70-е. Оно торчит из Днепра прямо напротив пляжа, и летом мальчишки сигают с него в воду. Позже судно распилят на металлолом, а его имя так и останется в народе.
Евгений Леонов
Культурное событие месяца – в Запорожье проходят концерты с участием любимого многими артиста Евгения Леонова. «Я всегда приезжаю в Запорожье с радостью», – признается Евгений Павлович в интервью газете «Индустриальное Запорожье». Причиной столь радостных визитов народный артист СССР называет добросердечность и радушие запорожцев.
Музей Днепрогэса
Музей Днепрогэса, или официально «Ленинский план ГОЭЛРО в действии», в 78-м носит скромное звание тематической выставки. Да и ей всего лишь несколько месяцев от роду. Хотя посетителей тут уже масса. Экспонаты выставки обитают в восьми залах. Самый большой из них посвящен первенцу гидроэнергетики – Днепрогэсу.
Фантазии
В 1978-м на Бабурке живет уже 80 тысяч запорожцев. Обещают, что к 1990-му бабурчан будет уже 350 тысяч человек. Ну а на ХХІ век у городских властей вообще грандиозные планы. «Из тоннеля на правом берегу вынырнул поезд метро и стремительно помчался по мосту (которых в Запорожье пять) – к заводам! Ажурные дома Хортицкого района подступили к самому Днепру и тянутся вдоль всей Хортицы. Остров – в центре города с населением в 1 миллион 300 тысяч жителей. Половина из них живет на левом берегу, половина – на правом, где Хортицкий район соединился с Верхней и Нижней Хортицами» – таким в 1978 году видят Запорожье образца 2000 года. Эх…
Товарищеские суды
В 1978-м запорожская пресса вовсю трубит о так называемых «товарищеских судах». Они функционируют на предприятиях, где коллективно «возвращают на истинный путь» провинившихся коллег. Товарищеские суды наказывают за опоздания, прогулы и появление на рабочих местах в нетрезвом виде. Жалуются в парткомы предприятий и жены нерадивых супругов. Некоторые из них пишут письма даже в райкомы партии. Например, такие: «Муж приходит домой пьяным, не отдает зарплату, не следит за успеваемостью детей».
Спекулянты
В 70-е активно борются и со спекулянтами. В сентябре компетентные органы своими частыми полетами в Москву заинтересовала жительница Запорожья Валентина П. После очередного рейса ее встречают прямо у трапа самолета и проверяют увесистые сумки. В них оказались хрустальные вазы, конфетницы, фужеры. Женщина перепродавала их втридорога в Запорожье. Не упускают возможности подзаработать лишнюю копейку и работники советской торговли. Так в сентябре раскрыта махинация в Орджоникидзевском торге. Здесь кур ІІ категории по 1рублю 60 копеек за «кило» продавали по 2,30. 70 копеек «навара» на каждом килограмме – лихо!
Пиво
А о тех торговых работниках, которые продают пиво, пишут вообще потрясающие вещи. Работа на пивном кране во времена Союза – золотое дно. Безо всяких преувеличений! Оказывается, некоторые хитрые продавцы «наваривают» на пиве до 900 рублей в месяц! Среднестатистическому горожанину для получения такого дохода надо честно вкалывать где-то с полгода.
Секрет добывания таких барышей прост – пиво в чистом виде на разлив в 1978-м практически не сыскать. Его безбожно разводят водой. Вот, например, статистика работы лишь одной задержанной сотрудниками ОБХСС продавщицы пива – в 300-литровую кегу с хмельным напитком она добавила 63 литра воды! Как могло пениться такое пиво? Практически каждый пивоман советских времен запросто ответит: «Пиво нашей молодости пузырилось от соды и стирального порошка». И это еще цветочки! Чтобы после такой нахальной химии добавить «недопиву» градусов, горе-торгаши добавляют в него… димедрол!
«Вермутский треугольник»
Кстати, о пиве. Одной из самых популярный территорий его (и не только) потребления в Запорожье конца 70-х является так называемый «Вермутский треугольник». В него входят три злачных места – «Красный камень», «Буфет» и «Бункер». «Камушек» (28 копеек за бокал пива!), располагавшийся во дворике за областным телецентром, поначалу считался вполне респектабельным заведением – радовал даже скатертями на столах. А вот «Бункер» неподалеку имел одну очень привлекательную особенность – работал с 6 утра и до последнего клиента! Кстати, отличительная черта большинства обычных пивбаров 70-х – присутствие в меню только пива. Рыба чаще всего приносилась с собой, и завсегдатаи благородно делились друг с другом кусочками разложенной на газетке тараньки.
Роман АКБАШ
Комментарии:
нет комментариев