Лента статей
Про СМИ

Главный редактор Галина Ивановна СтицинаГазета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адрес редакции:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.
Телефон:
787-52-11
Справки о приеме частных объявлений:
787-51-84
Подписной индекс:
40488
Интернет-сайт:
www.mig.com.ua

Подробная информация

misto.zp.ua

Секреты успеха от вольнянских женщин-фермеров (фото)

Секреты успеха от вольнянских женщин-фермеров (фото)

Выращивание и переработка ягод и фруктов, производство меда и уникальных органических травяных чайных сборов, вкуснейшие соления и консервация – лишь неполный перечень того, чем славятся активисты Вольнянской районной организации «Рада женщин-фермеров». Недавно «МИГ» побывал в гостях у наиболее успешных из них, сумевших преодолеть стереотипы, выйти за пределы «своей кухни и огорода» и организовать собственный бизнес – практически с нуля.

Домашние салаты и соления тоже могут стать бизнесом

Татьяна Сус из села Матвеевка Вольнянского района всегда имела особенный талант к домашним заготовкам – солениям, консервации, салатам и т.п. Однако долгое время оценить всю эту вкуснотищу могли лишь ее домочадцы да узкий круг постоянных покупателей на одном из запорожских рынков, где она время от времени продавала излишки своей продукции. Но однажды произошло событие, которое во многом изменило ее дальнейшую судьбу.

– Менеджер запорожского магазина «Торро» искал на рынке подходящие домашние соления и салаты для их реализации в своей торговой сети, – вспоминает Татьяна. – Перепробовал много продукции, но выбрал мою. С тех пор прошло почти 17 лет. Но с «Торро» мы по-прежнему сотрудничаем…

На первых порах это партнерство мало что изменило. Разве что Татьяна уже не продавала свои салаты на рынке, но готовила их, как и раньше, на своей домашней кухне. Впрочем, через некоторое время в бизнесе были задействованы уже все члены семьи – муж, сыновья и дочь, которая в 2007 году окончила Днепропетровский аграрный университет и в рамках программы «Возвращение молодежи в село» зарегистрировала небольшое фермерское хозяйство «Лада-2008». В первое время на арендованных этим хозяйством землях семья выращивала овощи для последующей переработки.

– В какой-то момент я поняла, что нужно уходить от «домашней кухни» и более профессионально организовать работу, – говорить Татьяна Сус. – Для этого взяла кредит и в соседнем селе купила старое здание бывшей совхозной столовой. Но сразу же наладить там производство не получилось. Лишь спустя три года в одной части здания открыла перерабатывающий цех, в другой – магазин. Однако для успешного ведения бизнеса и тем более его расширения все еще не хватало ни знаний, ни опыта. И огромную помощь в этом оказал Украинско-канадский проект развития плодоовощеводства UHBDP. Благодаря ему я многому научилась и продолжаю учиться – тонкостям маркетинга, психологии бизнеса, правильной организации продаж. И прежде всего тому, как рассчитывать затраты и предполагаемую прибыль – чтобы не прогореть и получить нормальный доход. В итоге пришлось отказаться от некоторых вещей и перестроить свою работу. В частности, я закрыла магазин, поскольку он бы не достаточно рентабельным, и стала закупать, а не выращивать овощи для переработки. Это оказалось выгоднее. А на арендованной земле фермерского хозяйства «Лана-2008» сейчас выращиваем зерновые.

В настоящее время Татьяна Анатольевна Сус возглавляет районную общественную организацию «Рада женщин-фермеров» и уже сама делится знаниями с другими. Но и свое дело требует постоянного внимания и креативного мышления. Особенно в условиях ужесточения требований к качеству и безопасности пищевой продукции – даже для самых мелких фермеров. Так, уже с сентября в Украине вступает в силу европейская система контроля безопасности продуктов ХААСП. Подготовить всю документацию и внедрить эту систему у себя на предприятии [фермерском хозяйстве и т.д.] обязан сам производитель. А это требует и затрат, и серьезной реорганизации.

К слову, у Татьяны Сус на сегодняшний день имеются официально оформленные авторские свидетельства на рецептуру 42 различных салатов [это ее интеллектуальная собственность]. В среднем 22 вида из них она поставляет в супермаркеты Запорожья – с октября по апрель включительно. Но и летом не сидит без дела – выращивает на своем участке цветы, рассаду, а также некоторые очень интересные «экзоты»: спаржу, батат, артишоки, бамию (окру) и др.

А еще семья Сус активно занимается волонтерской деятельностью [в зону АТО было отправлено три тонны домашней консервации – концентрированных борщей и рассольников], за что и Татьяну, и ее дочь наградили медалями.

«Самый вкусный чай выращиваем сами…»

Наталья Квитка, в рамках проекта развития плодоовощеводства, начала с выращивания ягод – прежде всего клубники. Но этим в 2008-2009 годах занялись многие, а ей хотелось чего-то своего, особенного. Поначалу попробовала производить приправы. Но как-то не пошло — слишком затратно, да и на рынке различных приправ огромное количество. Так возникла идея выращивать травы и делать ароматные и целебные травяные чаи – по собственной рецептуре. Специально для этих целей в 2010 году Наталья выкупила неподалеку от Вольнянска земельный участок с полуразрушенной хатой, в которой уже давно никто не жил. Участок тоже был весь заросший бурьяном и старыми деревьями.

Деревья выкорчевали. Оставили только пару груш, которые еще плодоносили. Участок расчистили и разбили небольшой виноградник и молодой сад, но большую часть площади отдали травам. Сегодня здесь произрастают десятки различных растений, обладающие удивительными ароматами и целебными свойствами. Наталья может рассказывать о низ часами – с удивительным вдохновением и любовью:

– Многие травы я уже скосила и отправила на сушку. Но кое-что еще осталось. Вот, например, мята. Ее тут несколько видов, и все обладают разными ароматами. Вот душица – обладает тонизирующими свойствами и полезна для желудка. А тут чебрец, демонстрационная площадка, по которой я определяю, когда он зацветает в полях…

Шалфей мускатный, змееголовник, эхинацея, календула, тархун, шиповник, чайная роза… Всего не перечислишь. И у каждого растения свои преимущества. Например, лофант анисовый [родственник мелиссы и кошачьей мяты] – очень ароматный и хорош для почек и сердца. А монарда обладает бактерицидными свойствами, а также выводит радионуклиды из организма. В ее составе также много эфирных масел и витаминов. А запах монарды очень напоминает запах бергамота.

Тут же на участке – специальная крытая сушилка для трав с двумя рядами выдвигающихся поддонов. И почти все заполнены. Это главная и очень ответственная стадия подготовки будущих ингредиентов для чая, так как принципиальное значение имеет каждая мелочь – от температуры воздуха внутри сушилки до частоты проветривания. Ну а после просушивания и измельчения сырья формируются и сами травяные сборы.

Всего мы делаем семь видов травяного чая под нашим фирменным брендом «Свит-Квит». Раньше фасовали чай в обычные полиэтиленовые пакетики. Но потом маркетингом занялась моя дочь и категорически заявила, что такой элитный продукт просто стыдно продавать в столь убогой упаковке. Разработали и зарегистрировал свой логотип и цветную этикетку. А фасуем теперь чай в экологичную упаковку из плотной бумаги. Реализацию тоже постепенно наладили – через сеть магазинов органических продуктов – таких как Шамбала, Ягодка и др. Следующий шаг – расширение бизнеса и увеличение ассортимента. Так, вскоре у нас появится еще они вид чая – не менее ароматный и полезный…

Что может быть вкуснее свежих фруктов? Только варенье из них!

Супруги Валентна Хлебина и Владимир Бут живут в селе Георгиевское Вольнянского района и уже много лет поставляют запорожцам свежие фрукты и ягоды, а в последние годы также консервацию и варенье собственного приготовления.

– Пятнадцать лет назад мы к своим 30 соткам докупили еще землю, которая пустовала по соседству, и разбили сад общей площадью два гектара, – рассказывает Валентина. – За саженцами специально ездили в Мелитопольский институт орошаемого садоводства. Посадили преимущественно черешню, абрикос и персик. Уже через три-четыре года получили неплохой урожай персиков, а на шестой год и черешни. Также построили теплицу для выращивания огурцов. Продукцию реализовывали на рынке и сельскохозяйственных ярмарках. Позже персиковые деревья заменили на новые, так как они недолговечны. При этом высадили кусты малины. Эта ягода в коммерческом плане достаточно выгодная.

По словам Валентины, сад дает стабильный урожай – при правильном уходе, конечно. Излишки идут на варенье – даже специальные заказы появились. Особенно после прошлогоднего фестиваля домашней консервации, который традиционно проходил в Запорожье. Тогда горожанам-гостям фестиваля больше всего понравилось варенье из черешни с ванилью и клубники с мятой, а также из тыквы с апельсином и лимоном. Сочетание непривычное, но варенье получилось очень вкусное и стало пользоваться повышенным спросом.

В целом, большую часть урожая удается реализовать. Но садоводам хотелось бы, чтобы сбыт был более гарантированным и организованным. Однако пока этому мешает определенная разобщенность самих фермеров, а также то, что для гарантированного сбыта необходимо сформировать достаточно крупные партии товара – на небольших участках такого объема не соберешь. Причем все фрукты и ягоды должны быть высокого качества, что тоже проблематично.

Что касается цены, то в нынешнем году на ту же клубнику и малину она была в среднем на 15-20 процентов выше, чем в прошлом сезоне. Сами фермеры объясняют это тем, что объемы собранного в этом году урожая были меньше, а качество хуже.

Светлана ШКАРУПА

Фото Сергея ТОМКО и из архива Валентины ХЛЕБИНОЙ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
МИГ
РОСТ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
MISTO.ИНФОРМ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |