misto.zp.ua

Сакральный смысл обыденного

Сакральный смысл обыденногоВ продолжение разговора о понимании, кто мы, каковы наши истоки, предлагаем публикации о духовной общности русского и украинского народов, начиная с общеславянских языческих традиций.

Сегодня стало модным в нашем прошлом находить чужие корни (ведийские, арийские), при этом опираясь на всевозможные археологические и филологические данные. В это найденное чужое пытаются вложить и наши изначальные славянские обычаи и традиции.

В дохристианский период каждый народ имел свою собственную веру, и славяне не были исключением. И когда вводилось христианство, народы восприняли и поняли его по-своему, и исполняли религиозные обряды в собственной национальной, скажем, интерпретации. А все потому, что веры своей никто сразу не бросает… И когда христианство ширилось по городам, то жители сел (по лат. pagus – село, paganus – сельский, крестьянин, pagani – селяне) упрямо и длительно придерживались своей поганской, то есть деревенской, веры. C тех пор она дошла до нас в виде народных обычаев и примет.

Ни одна литература, будь то веды или библия, не дает объяснения, почему мы, к примеру, сплевываем три раза во избежание сглаза. Оказывается, все, что течет, у славян было уважаемым. Так и слюна, выходящая из человека, имела, по их мнению, чудодейственную силу и стала символом очистительного дождя, или заклятием. Как дождь очищает небо и землю, так и слюна (сплевывание) очищает от всего злого, поэтому гадалки при своих заговорах широко использовали ее как ритуальную. Вот и сплевывают три раза по сей день, приговаривая, «тфу-тьфу, чтоб не сглазить». Дошедший до наших дней наиболее ранний аналог слову «сглаз» – «прътити», то есть портить, именно взглядом, дурным оком. Вера в порчу очень живучая, даже среди интеллигенции и сановных особ. История приводит достаточно примеров:

«Боярыня Всеволожская, невеста царя Алексея Михайловича, после сообщения, что избрана царем в качестве жены, упала в обморок. Это было засчитано как порча, и Всеволожская царицей не стала.

Невеста царя Михаила Мария Хлопова в гостях у жениха г. 1616-го объелась сладостей, отчего ее вырвало. Состоялось серьезное расследование сего инцидента, и официально было признано, что невесту сглазили супостаты. В результате ее выслали в Тобольск, а из Москвы – всю родню Хлоповой.

В наш просвещенный век подобное трактовалось бы как отравление от супостатов, но эти примеры пусть приводят потомки.

Так что же это за сглаз такой живучий, дошедший к нам из глубины веков? Откуда свалилась злая сила на добрую славянскую голову? Оказывается, все началось с добрых сил.

Природа щедро наделила наших предков красотой окружающего мира. Живя в гармонии со средой, природными явлениями и извлекая из них пользу для своей жизнедеятельности, славяне персонифицировали и почитали речки, болота, ручьи, горы, растения, леса, поселяли в них хозяев – леших, русалок, водяных, приносили им жертвы («жряху»), то есть благодарили за то, что они помогали жить. Как видим, вначале живущие рядом духи были добрыми, но со временем они стали злыми из-за непонятных древнему человеку явлений, приносящих вред (наводнение, пожар, неурожай).

Все бы ничего, миром как-нибудь разобрались бы с этой чертовщиной, но она оказалась изобретательней человека – стала во время сна влезать в спокойно посапывающую особу и наполнять ее своим злом. С той поры и повелись злые люди, при встрече одним только взглядом напускающие разные беды на голову хорошего человека. И вот тут следовало вовремя и правильно отплеваться от дурного глаза. Ну а если сглаз все-таки брал верх, пострадавший славянин стучал пальцем три раза о что-то деревянное, и злая сила отступала. Дерево было выбрано не случайно. По природе своей славянские племена не были склонны «ходить туда, не зная, куда искать того, не зная чего», потому что своего было вдоволь. А уж древесины – леса непролазные. Вот и решили стучать по дереву, поскольку оно чаще всего под руку попадалось.

В христианском мире троица священна. Но как видим, и в язычестве тройка выполняла оградительные функции от разной нечисти. Скорее всего, это связано с культом поклонения трем стихиям: воздуху – земле – воде.

Воздух – это движение, дыхание, что очень связано с плеванием. Как ветер разгоняет тучи, так и плевок гонит злые силы – туда, на землю.

Земля – по мнению древних славян все слышит и все знает. А если решит зло или грех со своего лица убрать, то расступается и погребает его. У украинцев по сей день в обиходе проклятие: «Бодай тебе земля поглинула!».

Вода – всегда выполняла роль связного между Землей-роженицей и Небом – источником всего живого. И тому, что небо с землей породили, жить помогала вода. У наших предков она была одухотворенная, живая. Кто из нас скажет: «Дождь падает»? Нет, мы говорим: «Дождь идет». Как видим, не только в наших приметах, но и в языке заложен глубинный смысл живой славянской веры.
Изучать обычаи наших предков очень важно, потому что, зная их, мы сможем как следует понять сегодняшнюю духовность и правдиво оценить, кто мы: вразброд ведомые на поводке чуждых культур или идущие вместе, благодаря силе нашего общего духовного наследия. В этом материале изложена лишь крупица дохристианских верований, а значит, продолжение следует…

Наталья ЕРМАКОВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |