В Украине растет количество сокращений и увольнений, а в Минтруда оптимистично рапортуют о снижении уровня безработицы
Согласно статистическим данным, в конце прошлого года количество безработных в Украине составляло всего 500 тыс. человек, при этом почти 400 тыс. из них получали пособие по безработице, средний размер которого составил 650,9 грн. (по г. Запорожью – 927 грн.). Даже в декабре 2008 – докризисного – года в Украине было зарегистрировано 844,9 тыс. безработных, что составляло 3% от числа трудоспособных. Количество их еще более выросло в начале 2009г.: в феврале на учете в центрах занятости состояли 930 тыс. чел.
Как же удалось в течение 2009 года так существенно снизить безработицу в Украине – до уровня значительно более низкого, чем в европейских странах и даже России? О хитрых способах «снижения» безработицы ПОЗИЦИИ рассказал Владислав Драчев – эксперт рынка труда запорожского отделения Ассоциации СМИ Украины, возглавлявший Запорожский городской центр занятости с 2004 по начало 2009гг.
– Владислав Флегонтович, в январе прошлого года был принят Закон «О внесении изменений в некоторые Законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения». Не этот ли закон повлиял на нормализацию ситуации на рынке труда и снижение безработицы в Украине?
– Безусловно, данным законом был внесен ряд изменений в действующее законодательство, в том числе в Закон Украины «О занятости населения» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы». Однако изменения свелись в основном к увеличению числа налогоплательщиков для увеличения поступлений в фонд занятости страховых взносов и ужесточению процедур регистрации безработных в центрах занятости и выплаты им пособий. В перечень лиц, подлежащих обязательному страхованию на случай безработицы включены военнослужащие, работающие пенсионеры, иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают по найму в Украине. И, наконец, размер взносов в Фонд увеличен на 0,4% – с 1,8 до 2,2%. Этим же Законом предусматривалось предоставление помощи по частичной безработице для коллективов предприятий с неполной рабочей неделей.
– Истек годичный срок действия антикризисного Закона. Что изменилось на рынке труда Запорожья?
– В нашем городе из почти 800 тысяч населения 220 тысяч – пенсионеры, 360 тысяч – работающие. Ежегодно 65–67 тысяч из них меняют место работы. До кризиса ситуация на рынке труда города была такова. Ежегодно, начиная с 2005 года, количество уволившихся превышало количество принятых на работу на 1–1,5 тыс. человек. Был дефицит рабочей силы. Предложение работы к 2008г. почти в 2 раза превышало спрос. Дефицит рабочих рук заставлял работодателей увеличивать размеры зарплат и улучшать социальные стандарты.
Ежегодно 25–27 тысяч человек в поисках новой работы обращались в центры занятости, около 15 тысяч из них, т.е. 56% (а в 2007г. этот показатель составил 64,2%) трудоустраивались при их содействии. Количество людей, ежегодно получавших статус безработного, составляло около 10 тысяч.
Однако грянул кризис, и в 2009 году в центрах занятости Запорожья было зарегистрировано уже 22195 безработных.
– В службу занятости приходят, прежде всего, за работой. Скольким людям ЗЦЗ помог в период кризиса?
– В 2009г. при содействии центров занятости г. Запорожья было трудоустроено 5260 чел, что на 9316 человек (или в три раза) меньше, чем в 2008г. А из лиц, имевших статус безработного, трудоустроено всего 3221 человек, т.е. всего 14,5% от числа зарегистрированных. По области эти показатели составили 16089 чел., или 20,8% соответственно.
К сожалению, сегодня работа служб занятости определяется финансовыми возможностями фонда, а не потребностями рынка труда. Однако вместо поиска недостающих средств, усилия служб занятости направлены на сокращение и даже приостановку финансирования ряда направлений, на ужесточение требований к безработным во время постановки на учет и пребывания на учете, на поиск причин для досрочного снятия с учета; уменьшение суммы и сроков выплат пособий и пр. Службы занятости должны были бы в первую очередь сократить затраты на содержание разбухших в последние годы аппаратов – Государственного (24 отдела и 4 управления) и областных центров. Ведь в штатном расписании только Запорожского областного центра занятости – директор, 4 заместителя, 16 начальников отделов и их заместителей, более 100 человек высокооплачиваемых специалистов – это почти пятая часть работников всей службы занятости области, то есть 30 городских и районных центров.
– В прошлые годы с учета в центрах занятости снимались в основном трудоустроенные, а также получившие единовременное пособие для предпринимательской деятельности или оформившие право досрочного выхода на пенсию. По каким причинам снимают с учета в центрах занятости сегодня?
– По самым различным. Сегодня изыскиваются именно причины для снятия с учета, а не для трудоустройства.
В 2009г. в центрах занятости г. Запорожья снято с учета 10219 чел., т.е. 46% от общего числа зарегистрированных, (по области – 34200 чел., или 44,2%). А наиболее ретивые директора городских и районных центров занятости, выполняя указание вышестоящих руководителей, сняли с учета каждого второго безработного. Так, в Орджоникидзевском центре занятости Запорожья этот показатель составил 48%, в Мелитополе – 55,5%, Великобелозерском р-не – 52,7%, Михайловском – 52,4%.
По отчетным данным Государственного центра занятости из 1 млн. 690 тыс. граждан Украины, получивших в 2009г. статус безработного, снято с учета по различным причинам 897,8 тыс. чел., т.е. 53%. Замечу, что эти граждане не трудоустроены, но сняты с учета и лишены права на пособие и, более того, права в течение года стать на учет в центрах занятости. Но зато в средствах массовой информации регулярно появляются бравурные заявления Минэкономики, Минтруда и Госцентра занятости о снижении числа безработных до 500 тыс. человек по стране.
Эксперты рынка труда считают, что реальное число безработных превысило 2,5 млн. чел. И это без учета лиц, работающих на неполной рабочей неделе и находящихся в вынужденных отпусках без содержания.
Эти люди остались без реальной поддержки со стороны государства. С 2009г. Фонд занятости полностью прекратил выплачивать единовременное пособие безработным, желающим заняться предпринимательством. Сокращено финансирование создания рабочих мест за счет дотаций работодателям. В 2009г. в Запорожье было создано лишь 29 дотационных рабочих мест (в 2008-м их было 296). Различными формами переобучения за счет средств Фонда в 2009-м было охвачено всего 1380 безработных (против 2924 – в 2008). Направлено на оплачиваемые общественные работы всего 143 чел. (в 2008 – 3104 чел.).
Все это происходит на фоне почти шестикратного уменьшения количества вакансий, заявленных предприятиями Запорожья.
– Печально, что одним из критериев «положительной» оценки работы центров занятости со стороны руководства государственных и областных центров стало сокращение объемов выплат пособий.
– Совершенно верно. Именно отсюда – увеличение количества решений о приостановке выплат пособий безработным по различным поводам и сразу на 90 дней, при том что нормативные документы устанавливают срок от 15 до 90 дней.
– Антикризисный Закон предоставил предприятиям право в 2009г. на получение помощи по частичной безработице…
– Увы, оно осталось лишь декларацией. Методика сбора документов для назначения таких выплат, утвержденная Госцентром занятости, сделала невозможным их получение. Из 5000 юридических лиц г. Запорожья, работающих в условиях неполного рабочего дня – только одному (ПП «Неон» общества глухих) были выделены средства для финансирования затрат по частичной безработице (около 15 тыс. грн. в месяц).
– И еще об одном. Почему предприниматели, регулярно уплачивающие страховые взносы в Фонд занятости, в случае потери работы не могут рассчитывать на получение хотя бы минимального (360 грн.) пособия по безработице?
– Это еще одна казуистика ГЦЗ, направленная на уменьшение количества безработных на бумаге. Статус безработного они могут получить только после снятия из Единого государственного реестра, а эта процедура занимает, как правило, от 2 до 5 месяцев.
Только в Запорожье количество трудоспособных лиц, временно утративших работу и при этом не имеющих прав на получение пособия, перевалило за 30 тыс. человек. Если добавить к ним почти 70 тыс. работающих неполную неделю и находящихся в неоплачиваемых отпусках, плюс более 10 тыс. безработных, снятых с учета и не трудоустроенных центрами занятости, то приходишь к выводу: утверждения о стабилизации на рынке труда и уменьшении числа зарегистрированных безработных есть не что иное как попытки властных структур выдать желаемое за действительное. Как нежелание принимать действенные меры в решении проблемы. И все это на фоне прогнозируемой новой волны сокращений и увольнений, которая ожидается в феврале-марте 2010 года.
Социологи утверждают, что рост безработицы на 1% ведет к росту преступности на 3–4%, а увеличение числа безработных, оставшихся без какой-либо поддержки со стороны государства ведет к удвоению этого показателя. Это головная боль не только для работников правоохранительных органов: общество в целом ощутит на себе последствия безответственного отношения к проблеме безработицы.
Дарья ИВАНОВА
Комментарии:
нет комментариев