Интересные документы можно обнаружить, просматривая сайт Верховной Рады. К примеру, я обнаружила один такой, который явно заинтересует автомобилистов. Речь идет о законопроекте №4652-д, который уже ожидает второго чтения. Предположительно этот документ, предусматривающий внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины о дорожно-транспортных происшествиях и выплатах страхового возмещения, будет принят уже в текущем месяце.
Закон принимают в рамках подготовки к Евро-2012 и приведения украинского законодательства в соответствие с европейскими нормами, что не может не радовать. Не остались без внимания законодателей и возможные проблемы, которые могут возникнуть на дорогах, и в скором времени оформление ДТП будет подчиняться новым европейским правилам.
В частности, наконец, при оформлении ДТП появится вариант так называемого европротокола, при котором участники происшествия будут иметь возможность «разойтись полюбовно» без «освидетельствования» сотрудников ГАИ. При варианте европротокола участники ДТП лишь уведомляют о нем своего страховщика, в случае если застрахованы в ОСАГО.
Конечно, такой вариант возможен лишь тогда, когда вследствие ДТП не причинен вред здоровью или жизни граждан, в противном случае, разумеется, без участия представителей ГАИ обойтись будет нельзя.
Внесут изменения и в Закон об обязательном страховании. Здесь «в случае наступления ДТП при условии отсутствия травмированных (погибших) людей, а также при условии согласия водителей этих ТС относительно обстоятельств его совершения, при отсутствии у них признаков алкогольного, наркотического или иного опьянения или пребывании под влиянием медицинских препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, такие водители имеют право совместно составить уведомление о ДТП». После составления уведомления водители, согласно закону, имеют право оставить место ДТП и освобождаются от обязанности информировать Госавтоинспекцию МВД о его совершении.
Хочется надеяться, что жизнь водителей с введением европейских правил на дорогах станет гораздо приятнее. Но, учитывая менталитет «изобретательного совка», есть опасения, что многие страховщики могут стать жертвами обмана со стороны лже-потерпевших. Очень может случиться, что с вступлением в силу упомянутых норм и Украину ожидает новая волна «дорожного мошенничества».
Как у них?
Примечательно, что термин «европротокол» применяется лишь на постсоветском пространстве, европейские же страны случаи мелких ДТП с урегулированием имущественных вопросов на месте называют прямым урегулированием убытков.
Родоначальником мирных решений дорожных проблем принято считать Францию. Современное Соглашение о прямом возмещении вреда во Франции предусматривает определенные условия. Разумеется, необходимо совершение ДТП при участии не менее двух транспортных средств, застрахованных в компаниях, подписавших Соглашение. Что касается механизма выплат, то страховка выплачивается застрахованному водителю, а уже затем осуществляются взаимные расчеты страховых компаний. Кстати, по оценкам французских страховщиков, эффективность выявления мошенничества при оформлении соглашений о прямом возмещении вреда составляет порядка 80%.
Сравнительно недавно, с 2007 года, итальянское законодательство и практика также стали применять правила прямого урегулирования убытков, при условиях, если в ДТП участвовали только два автомобиля; транспортные средства должны быть зарегистрированы на территории Италии; гражданская ответственность владельцев застрахована.
А вот, скажем, в Германии прямого урегулирования убытков не предусмотрено, но существует упрощенное оформление ДТП. Так, вызов полиции на место ДТП обязателен только в случае, если в результате ДТП пострадали участники или третьи лица. В случае если имеет место только имущественный вред, полиция должна приехать по вызову участников (при наличии такового). Для сокращения времени для расследования страховщиками страхового случая потерпевший получает страховое возмещение в кратчайшие сроки, и уже затем страховые компании разбираются самостоятельно между собой, выясняя степень виновности каждого из участников.
И наконец, нельзя не отметить, что в соседних государствах, таких как Россия и Беларусь, также внедрены системы прямого урегулирования убытков – с марта 2009 года и с июля 2010 года соответственно. Правда, пока ни в одном из государств «европротокол» не прижился. Скажем, в России за один год к оформлению ДТП без участия ГАИ прибегло лишь порядка 2% участников ДТП. Причины такого нежелания разные: от опасений ошибиться с размером ущерба, до незнания правил заполнения бланков.
Комментарии:
нет комментариев