Благопристойная сельская семья обрабатывала земельный надел с помощью нанятых работников, которых содержала… под замком и в унизительных условиях
Сотрудники мелитопольского отдела по борьбе с организованной преступностью задержали семью из четырёх человек из села Новгородковка, которые длительное время эксплуатировали труд жителей различных областей для личного обогащения. Потерпевшими по делу проходят 10 человек – в большинстве своём это люди, ведущие асоциальный образ жизни. По разным причинам они оказались на дне, лишившись работы, семьи, документов и жилья, попали в зависимость от спиртного, что и позволило предприимчивым людям в буквальном смысле слова содержать их в рабстве. Сейчас они проходят реабилитацию в одном из закрытых медицинских учреждений Мелитополя, где журналисту «Индустриалки» и удалось с ними побеседовать.
В шортах и тапках далеко не уйдешь
40-летний Леонид в поисках заработка приехал из Донецка на Мелитопольщину в конце мая. Раньше работал специалистом по изготовлению, ремонту и перетяжке мебели, но по специальности нигде не устроился. И был согласен на любую работу.
- На вокзале мне посоветовали обратиться к таксистам, один из которых позвонил старшему сыну фермеров Вячеславу (все имена задержанных по обвинению изменены, пока ведётся следствие), тот мне объяснил ситуацию, и таксист отвёз меня в село, – рассказывает мужчина. – Работодатель пообещал 500 гривен в месяц, при работе с 7 до 7 часов. Сначала меня привезли на поле, погода была дождливая, работать было невозможно, бригада вытолкала автобус и поехали домой.
И вот когда я туда зашёл – это был ужас: небольшая комната, в ней жили 10 человек, спали один к одному на сплошных нарах. По нужде ходили на ведро, стоявшее здесь же. И сделайте акцент вот на чём: представляете, проснуться в пол-пятого и ждать, когда тебе откроют дверь? Половина людей уже прыгают на одной ноге, уже не могут – терпят! Первые дни работали, действительно, с 7 до 7, но потом мы уезжали с поля, когда там уже ничего не было видно.
Приезжали домой, где начинался самый настоящий ужас: во-первых, хозяева – любители выпить, о чем я узнал не сразу. Сначала услышал сумасшедшие крики хозяйки, она цеплялась буквально к любой мелочи. Например, кто-то не так порезал хлеб или капусту, она могла человека отправить спать: «Всё, ты есть не будешь!».
Потом мы сами себе готовили кушать после целого дня на поле. Я этого даже не знал, думал, приедем, и еда будет уже готова. Готовили мы на костре, во дворе установили два шлакоблока и на этом всё готовили.
Две кастрюли каши – дерть, одна на вечер, одна на следующий день на обед. Мы с утра её брали на поле, хлеб и капусту резали в доме, потому что на улице уже ничего не было видно. И то, капусту стали давать тогда уже, когда она начала лопаться.
А вообще, хозяевам было плевать, что мы будем кушать. Уйти от них я уже не мог, потому что за меня заплатили деньги таксисту, при мне же, ориентировочно, 100 гривен. Кроме того, в доме лежала сумка с моими вещами чистыми, в один прекрасный момент заперли ее на замок в другой комнате. А в одних шортах и тапочках куда я пойду?
До меня отсюда убежало 5 человек. Они воспользовались тем, что хозяйка одна осталась на поле, и убежали. Их поехали искать, кетмени в машину загрузили. Ну, понятно для чего? Ребята пересидели в посадке, их никто не нашёл. При мне убежал 1 человек, ему примерно лет 55. Его поставили на полив, он опалил себе ноги, они у него все покрылись волдырями. Волдыри полопались, начался процесс гноения, в конечном итоге, у него ноги почернели.
Медицинской помощи – никакой. Нам пообещали, что его отвезут в больницу, но никто его никуда не повёз. Так мы думали, что хоть дадут отлежаться ему дома, но его каждое утро забирали с нами на работу. Кстати, слова «выходной» здесь не существует!
Хозяева грозились: «мы тебя еще землей накормим»
30-летний Андрей – гражданин России, в Воркуте у него остались родители, о судьбе которых он ничего не знает, как и они про мытарства сына. По Украине Андрей мотается уже 4 года, летом работает в Крыму грузчиком, потому что других специальностей не имеет. Вспоминает, что таких жутких условий, как в Новгородковке, нигде не было, везде и кормили лучше, и не били.
- Я хотел подзаработать денег, а попал в рабство, – печалится добродушный воркутянин. – Ещё в ноябре попал в Мелитополь, на вокзал. Таксисты позвонили Вячеславу, спросили: «Будешь работать?» Обещали 400 гривен, трёхразовое питание...
Мне приходилось дрова рубить зимой, топить теплицы, чтобы растения выросли. Они кричали всё время, что не так делаю, рукоприкладство было постоянно, грозились: «Мы тебя ещё землёй накормим».
Мне хотели глаза ещё выколоть – глава семьи, Виктор!
Мы грузили растения, что-то ему не понравилось, вот он мне и давил глаза пальцами: «Я сейчас тебе глаза выколю!». Я говорю: «Витя, ты в своём уме?». Он ответил: «Нет!» и продолжал давить… Я два дня побитый ходил…
Один раз я убежал ночью, а меня потом назад привезли. Славик ехал с братом из города, остановили машину, меня затащили внутрь: «Ты куда?» – «В Мелитополь» – «В какой Мелитополь? Ты на сколько договаривался работать?» – «На 7 месяцев, но больше у вас работать не буду».
Привезли домой, отобрали вещи зимние, сначала в машине били, потом уже дома били – Славик, Лёша и родители их – Виктор и Ольга, все подряд. Руками, ногами били. А на поле кетменями, тяпками били и других работников – Вовку, Антона – кто им не подчинялся.
Паспорта у меня нет, я – бродяга. Хочу на суде рассказать чистую правду про нашу жизнь! И хочу, чтобы мне вернули ущерб, получку, которую я заработал. Чтобы всем вернули, всем нашим работникам, которые там работали по 3 месяца, 5 месяцев! А хозяевам пусть дадут срок, чтобы они поняли, что нельзя над человеком издеваться!
Предупредили, что ротвейлер натаскан на людей
Печальной оказалась история 51-летнего токмачанина Ивана Ивановича, до 1980 года работавшего бригадиром на заводе «Юждизельмаш».
- А потом у меня случилось горе. Жена с дочкой поехали к сестре в Днепропетровск, попали в аварию и погибли. А мы собирали деньги на машину, на 21-ю «Волгу», уже 9 тысяч рублей было. При них я не употреблял вообще спиртного, а когда они погибли, снял полностью все деньги с книжки – и пошло-поехало! И до сих пор не могу остановиться. (Мужчина надолго замолкает, закрывая руками глаза, но слёзы предательски скатываются по щекам…)
- Я собирался наняться на работу к арендаторше, которая имеет поле возле симферопольской трассы, шёл вдоль дороги пешком. Возле меня остановились на своей «Мазде» эти хозяева и спросили: «Вы не желаете поехать на работу?». Ну, думаю, раз русские люди и с такими хорошими лицами, решил согласиться. Это было 9 марта, уже сумерки были.
Когда приехали туда, налили мне за приезд, как говорится, «сто грамм», я выпил, дали мне кашку эту… Я всё понял, но отступать было поздно.
Потому что Вячеслав сказал: «Если вы приехали на работу, то не меньше, чем на три месяца». Утром был дождь, мы вышли с Андреем рубить дрова для печек пяти теплиц. Но нам не разрешали зайти погреться, работали круглый день. Мы ездили в сад по дрова, дождь не дождь, не имело значения, хозяин сидел в микроавтобусе, а мы ветки собирали, работы много было разной.
Условия, конечно, были жесточайшие! Я сколько ни работал у корейцев – таких условий ещё не встречал. Во-первых, меня никто никогда не закрывал – я вольный человек, а тут приходилось ночью ходить на ведро, двери запирались, такой вонизм стоял!
Жили мы без вентиляции – спали 10 человек в маленькой комнате. Сначала, когда я приехал, с полмесяца собаки не было. Потом привезли собаку, когда Паша и Серёга сбежали оттуда. Ротвейлера начали отвязывать, предупредили нас, что собака натренирована на людей.
Самая тяжёлая работа пошла на высадке. У нас была норма на рассаду – 6 рядков по 700 метров. Если кто не успевал, значит, лишались обеда – этой каши, сигарет. Поверьте, я не могу абсолютно всё перечислить…
Однажды я смог уйти оттуда, но потом потерял ориентир и сбился с пути. И тут Вячеслав меня догоняет – свалил в грязь, избил ногами. Я говорю: «Я назад не пойду, можешь меня убивать, так работать физически я уже больше не могу». «Нет, ты будешь делать, что я скажу», – отвечает он. «Давай вызывай милицию, но я больше не могу». «Если ты думаешь, что приедет милиция и тебе станет лучше, то ошибаешься – сейчас всё покупается. А нет – так я тебя закрою в подвале с решёткой, ты его видел. И будешь работать без обеда, без завтрака на голодный желудок – будешь на исправлении столько, сколько я скажу. Ты думаешь, что ты «крутой» сильно? Не таких обламывали».
Я действительно видел в гараже подвал, похожий на карцер – ступенек нет, приставная лестница только, которая вытаскивалась, и железная решётка на ней с замком! Слава Богу, что нас освободили «обоповцы» – огромное спасибо их руководству!
Потому что я уже хотел себе вены вскрывать – смысла не было дальше работать. Я родился 19 сентября, но теперь день освобождения считаю вторым днём рождения! Даже не предполагаю, какую компенсацию за унижения я хотел бы получить. А главное, в назидание остальным бизнесменам, надо, чтобы нашим хозяевам дали побольше, чтобы они посидели и подумали, как издеваться над людьми. Лет 10 бы – не меньше! (Статья, по которой возбуждено уголовное дело, предусматривает от 5 до 10 лет лишения свободы). А самой жестокой мне показалась женщина, потому что у неё, когда выпьет, вообще «башню» срывало, и она «заводила» всех – и сыновей, и мужа!
Это все наговоры!
Отец арестованного Виктора, назовём его Василий Петрович, до сих пор не может оправиться от удара, который преподнесла ему судьба. Он уверен, что его сын, невестка и внуки хорошо обращались с нанятыми батраками, а их арест – следствие недоброжелательности соседа, который предлагал Виктору выкупить у него дом, но сын не согласился. С этого якобы и начались между соседями распри.
- Дети раньше брали у хозяйства в аренду несколько гектаров земли, выращивали овощи. А в этом году мы с женой взяли в хозяйстве паи и отдали их сыну и внукам. Нам уже обрабатывать не по силам, а раз они занимаются этим, уважают их, всё у них ладилось... Они всю зиму выращивали рассаду. А теперь на поле стоит 10 гектаров овощей – огурцы, кабачки, синенькие, перец, кукуруза, баштан – всё пропадает, ни одной души на поле! Внуки тоже по родительским стопам пошли: Вячеслав, которому 28 лет, выучился на агронома в мелитопольском институте, а Лёша – на третьем курсе по той же специальности.
Знаете, как милиция нагрянула сюда? В масках, в очках, с автоматами – прямо боевик какой-то! Я не предполагал, что такое может быть в наше время. Зашли, оцепили и никого не пускают, никого не выпускают, разговора никакого. И до сих пор не знаем, где дети – известно только, что их в разных населённых пунктах содержат. А если б вы видели, как делали обыск у невестки! Это только в кино показывали, как жандармы в царское время делали обыск у революционеров. Каждую бумажку вот так перетряхнули, пораскидывали. Забрали все ценные вещи и видеокамеру, какие-то золотые украшения, у нее там было немного денег – нашли все тайники, всё! То есть всё, что где-то в укромном месте лежало, как у хозяйки, всё загребли.
А работники у них были разные. Большинство, конечно, выпивали. Они ж все такие – ни документов, ничего у них нет... Жили они вот в этом доме: там есть комната, там же топили, там печка есть, готовили там. Там газа ещё нет, а у нас проведен, невестка приходила, тут варили – кастрюлю борща, кастрюлю супа... Невестка готовила еду, а жена моя помогала.
Вы знаете, я часто и сам ел с общего стола. Я и детей наставлял: «Вы кормите людей – они же тяжело работают, целый день, с утра до вечера, на солнце», я им яйца корзинами давал, молоко – у меня корова, что там ещё можно было... Свинью резал – мясо.
Конечно, это не ресторан. Мы работаем и тоже себе такое не позволяем, но чтобы их так кормили, как свиней – я не знаю, откуда взялись эти слухи! Это брехня, что их держали в погребе, на цепь сажали, били их! Я не знаю, откуда это вышло! Сегодня собрались арендаторы – друзья сына и внука, подписались 32 человека, что они против слухов, что работников били. Это всё наговоры!
Ирина ЛЕВЧЕНКО
Комментарии:
Владимир | 08.07 2010 в 14:23
Это чистая ЛОЖЬ!!! Работа "оборотней"
Владимир | 08.07 2010 в 14:23
Это чистая ЛОЖЬ!!! Работа "оборотней"
Владимир | 08.07 2010 в 14:22
Это чистая ЛОЖЬ!!! Работа "оборотней"