misto.zp.ua

Работа не для слабаков

Время огня, угля и пара

Город Пологи возник в конце XIX в. как железнодорожная станция. За годы существования через Пологовское локомотивное депо прошло миллионы людей, они возили грузы и пассажиров, ремонтировали паровозы и тепловозы. Даже на гербе Полог красуются железнодорожные молотки.

Виктору Снисарю сейчас 87 лет. В его трудовой книжке только одна запись – Пологовское локомотивное депо. Его путь начался в послевоенные годы с тяжелейшей профессии кочегара. 

- На Запорожье мы везли руду, обратно - уголь, - вспоминает Виктор Зосимович. - А поездку мы вдвоем с помощником машиниста перебрасывали до 20 тонн угля: я подавал, он забрасывал в топку и снабжал машину паром. Особенно тяжело было топить плохими сортами угля, которые мы называли «тощие, бурые» - топка забивалась, пока до Бердянска доедешь, приходилось раз пятнадцать чистить. Мне было 23 года, когда я начал работать на паровозе. Конечно, чтобы так шуровать уголь, надо быть физически сильным человеком. Тогда я был молодой, силенок хватало. А вот если б до конца своих дней был на паровозах, наверное, не выжил бы. Очень часто, возвращаясь с поездки, думал: завтра пойду в отдел кадров и переведусь в слесари! Не всегда была возможность отдохнуть, просто отоспаться после смены. Вызывали, просили: «Подымайтесь, трошечки помогите! Тут недалеко надо съездить!» Кочегаров не хватало, постоянно приходилось перерабатывать, хотя за переработку платили копейки.

Условия работы внутри паровоза - не для слабаков. Зимой на улице минус двадцать, а у котла - плюс семьдесят. Из паровоза вперед видно плохо, особенно в мороз, паровоз скрывается в клубах пара, но сигналы семафора видеть надо! А летом, когда на улице тридцатиградусная жара, то в будке машиниста может быть и все 100 градусов… После смены давление подскакивало до 220, врачи ругали: угробишь себя! Стало чуть полегче, когда паровоз перешел на механическое отопление.

Пять лет Виктор Зосимович отработал кочегаром, а потом подготовился и сдал экзамены на помощника машиниста. Для этого в Пологи приезжала из Днепропетровска специальная комиссия. «Отшуровал» десять непростых лет, опять сдал экзамен и стал машинистом паровоза. Теперь он уже сам повел по рельсам огнедышащую машину. Она везла за собой огромный состав: по 60 вагонов, груженных углем с Донбасса или рудой из Кривого Рога. Вес такого поезда – 4600 т. Нужна немалая сноровка, чтобы управиться с автотормозом и не пропустить сигнал семафора. А еще нелегко было работать со скоростемерными лентами, благодаря которым отражались любые нарушения.

Поставил цель и добился ее

Машинист – очень ответственная профессия, нужно быть очень внимательным человеком и в любую секунду быть готовым к неожиданностям. Случались трагические случаи, когда люди гибли под колесами. Но машинист не виноват, ведь остановить на полном ходу состав – фантастика, тормозной путь его – до 2 км.

Одно из самых страшных воспоминаний и сейчас стоит перед глазами ветерана-железнодорожника. Тогда он ночью вел поезд в направлении Запорожье – Бердянск, вокруг висел непроглядный туман. Сквозь клочья его далеко на путях вдруг заметил трактор. Сделав все возможное и невозможное, машинист Снисарь остановил махину. Трактор повредил, но тракторист остался жив. Самое удивительное, что пассажиры в вагонах ни о чем не узнали, они продолжали спокойно спать. Поезд шесть часов стоял, пока силами военных устранили последствия ЧП и отпустили состав дальше. 

Виктору Зосимовичу довелось водить и паровозы, и тепловозы, причем приходилось осваивать совершенно разные модели машин. Водил их в четырех направлениях, сложным считался путь на Волноваху – там много сложных подъемов, закругления дороги. Но и дорога поближе – выматывающий труд. Лишь проехав восемь часов в пути, можно было достать «тормозок» с яйцом, салом и горбушкой хлеба. Два часа полежишь на койке – и вперед в обратный путь, в конце которого тебя обязательно встретят. Дома отца-машиниста всегда ждала семья: верная супруга Людмила, которая работала бухгалтером в железнодорожной больнице, двое мальчишек.

- Мы папу и не видели: он или был в поездке, или отдыхал, - рассказывает сын В. Снисаря Юрий. - Мама все время просила: «Тише, папа спит!» Конечно, были летние отпуска, он проводил их с нами. А в свои выходные дни все время возился со схемами – изучал новую технику, чтобы повышать квалификацию. Многие не выдерживали, уходили, а он поставил себе цель – стать классным машинистом, и добился ее. Ушла уже в мир иной мама, но папе не дает скучать подрастающее поколение - двое внуков и две внучки, четверо малышей-правнуков. 

Им бы ордена давать!

Когда-то о них пели песни, снимали фильмы и слагали легенды. Пологовским кочегарам, машинистам, слесарям-локомотивщикам тех лет надо бы ордена давать! Но они не афишировали своих трудовых подвигов - просто честно трудились. Судьба Виктора Снисаря лишь одна из многих. 

В 70-80-е годы прошлого века в Пологовском депо работало до тысячи железнодорожников. В 2018-м их тоже немало – 643 человека. Конфликт на Донбассе добавил пологовцам работы: через них движется весь груз, в том числе и военные составы. За год через станцию Пологи прошло почти 28 тысяч большегрузовых составов, которые перевезли 2140 млн. т лома. За прошедший год они отремонтировали 32 тепловоза, а 231 тепловоз прошел тут техническое обслуживание. 

Миллионы километров – и вся жизнь. Виктор Зосимович уже 31 лет на пенсии. Он живет рядом со станцией. А это значит: он по-прежнему в ритме вокзала, слышит громкие гудки и днем, и ночью… И понимает: сквозь непогоду и мрак пор летят по железной дороге составы. А вперед смотрит машинист. Наверное, именно железнодорожники лучше всех понимают: вся наша жизнь – долгий путь, в конце которого тебя обязательно ждут. 





 
Наталья ПИТИШКИНА
 

 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Татьяна Сенченко | 23.12 2019 в 02:20
А подписать автора фотографий и источник. откуда были украдены, слабо??? Автор фото я: Татьяна Сенченко Источник: photoblog.org.ua/archives/1412

Татьяна Сенченко | 23.12 2019 в 02:19
А подписать автора фотографий и источник. откуда были украдены, слабо??? Автор фото я: Татьяна Сенченко Источник:

Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Редактор Татьяна Ткаченко – редактор Мелитопольские ведомостиВ 2002 году редакция "МВ" создала свой первый сайт. Благодаря своей информативности, он сразу же стал популярным не только среди жителей Мелитополя и региона, но и далеко за пределами Украины. С появлением холдинга "МВ", мы поняли, что необходимо модернизировать имеющийся интернет-ресурс, разместив на нем самую полную информацию о Мелитополе, регионе, курортах Приазовья.
Каждый посетитель сайта может принять участие в его наполнении. Если у вас есть какая-либо горячая новость, интересная фотография, присылайте их нам - и вскоре они пополнят новостную ленту и фотогалерею. Заходите на форум, принимайте участие в обсуждении самых животрепещущих проблем. Именно в спорах всегда рождается истина.
Наша миссия: мы информируем жителей Мелитополя и региона обо всем, что наиболее значимо, полезно, интересно; мы представляем различные позиции, не навязывая ни одну из них.

Контакты

Учредитель:
ООО "Редакция "МВ"
Генеральный директор:
Михаил Кумок
Редактор:
Татьяна Ткаченко
Адрес:
72312, г. Мелитополь, ул. К. Маркса, 5
Телефоны:
приемная - 6-71-51
редактор - 6-88-98
отдел рекламы - 6-81-74
Веб-сайт:
www.mv.org.ua
E-mail:

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в