По примеру старшего Василия младшие братья и сестры в послевоенные годы тоже один за другим пришли на «Запорожсталь»
Родом они из села Ново-Белики Ореховского района. Сейчас, говорят, такого уже и на карте нет – тихо исчезло. Все Кобзари - участники и дети войны. Работали в колхозе. Кто в поле с сапкой, кто на тракторе.
Старший брат, Василий Кобзарь, в 43-м, когда пришла похоронка на отца, вернее, сообщение «пропал без вести», ушел на фронт. Воевал до Победы, потом еще служил. А в 49-м, демобилизовавшись, пришел на «Запорожсталь». Своим приходом, как позже оказалось, основал семейную династию металлургов
Досье на династию выкладывает мне невестка Кобзарей – Светлана Анатольевна. Москвичка. Училась во Львове и Киеве – по части легкой промышленности. По направлению в 60-е годы попала в Запорожское швейное объединение. Ну, а кроме всего прочего у нее была еще одна не менее важная должность – «жена металлурга».
1. Василий Григорьевич Кобзарь, старший брат – 1925 г.р., был зачинателем династии. В мартеновском цехе он проработал 50 лет. К сожалению, умер, в 2004 году.
2. Нина Григорьевна, 1927 г.р., к сожалению, тоже умерла - участница войны, работала в колхозе. А когда брат устроился на «Запорожсталь», пришла сюда вслед за ним, в цех эмальпосуды – на метизный завод, который тогда был частью «Запорожстали». Проработала здесь 17 лет.
3. Екатерина Григорьевна, 1929 г.р. – во время войны работала в колхозе. В 1952 году приехала в Запорожье к брату и тоже попала на «Запорожсталь» - на аглофабрику, самый пыльный цех. На рабочих должностях проработала здесь 27 лет.
4. Иван Григорьевич, 1931 г.р. – во время войны работал в колхозе, на тракторе. В начале 50-х приехал в Запорожье и тоже поступил на «Запорожсталь». Конечно же, в мартеновский цех, к брату Василию. Иван был подручным сталевара 17 лет. Работал с такими известными сталеварами, как Вадим Вареников и Михаил Захаров.
5. Владимир Григорьевич Кобзарь, 1941 г.р. муж Светланы Анатольевны. Он пришел на «Запорожсталь» 17-летним подростком, после сельскохозяйственного училища, в котором учился на тракториста-машиниста широкого профиля. Работать начал водопроводчиком – конечно, у брата, в мартеновском цехе. Через год ушел на службу в Советскую Армию, вернулся сюда же, в мартеновский.
– Работал подручным сталевара по укреплению свода мартеновской печи – очень горячая работа! – рассказывает о муже Светлана Анатольевна. А потом они с братом Василием работали шихтовщиками – на восточной и западной стороне мартеновского цеха. Эта часть цеха называлась шихтовый двор. Готовили железнодорожные составы для завалки шихты в мартеновские печи. В мартеновском цехе Владимир Григорьевич проработал 43 года.
Все Кобзари – ветераны «Запорожстали». А общий их трудовой стаж на комбинате, мы посчитали, составляет ни много ни мало - полтора столетия! Точнее – 154 года.
Но на этом династия не заканчивается. Сейчас внук Владимира Кобзаря Олег Кобзарь работает на «Запорожстали». Музыкой увлекается, тяжелым металлическим роком, но и металлургией тоже.
- Светлана Анатольевна, День металлурга вы как отмечали?
- Всей большой семьей Кобзарей – на даче у Василия Григорьевича, на Великом Лугу. Собиралась не только наша семья - все запорожсталевцы, но и друзья-мартеновцы. Конечно, именно в День металлурга собраться чаще всего не удавалось, работали в разные смены, но выбирали день, когда все свободны.
Василий Григорьевич, хозяин дачи, был главным поваром. Он надевал фартук и готовил украинский борщ, вареники. Как учила когда-то его мама – Вера Силовна. К борщу и вареникам, естественно, была водочка. А потом все пели песни – мартеновские. И Василий Григорьевич вспоминал свою фронтовую молодость.
- Какие мартеновские песни вы пели?
- Ну, самая главная – это, конечно, гимн «Запорожстали» - «Весна на Заречной улице»: «Когда весна придет, не знаю. Пройдут дожди, сойдут снега. Но ты мне, улица родная, и в непогоду дорога!»
Это, кроме того, что гимн, была наша семейная песня – ни одно застолье без нее не обходилось.
- Так кроме «гимна» других мартеновских песен, вроде, и не было?
- Вообще-то, были, но сейчас не вспомню. Вслед за «Весной» мы пели украинские народные песни, которые любили наши родители. В том числе и мамину любимую «Посіяла огірочки».
- Светлана Анатольевна, вы в семью Кобзарей как попали?
- Да прямо из Москвы. «Москалька», можно сказать! Правда, перед тем я окончила техникум легкой промышленности во Львове и такой же институт в Киеве, а в Запорожье попала по распределению.
- Что в то время значило быть женой металлурга?
- Нелегко мне приходилось. Во-первых, у мужа была очень опасная работа. Горячий цех, подручный сталевара – травмы там бывали неоднократно. Глаза он обжигал. Ну, и переживания постоянные. Когда он работал шихтовщиком – это была и горячая, и ответственная работа. Каждый раз, когда он уходил на смену, я звонила ему на работу с неизменным вопросом: «Володя, как дела?»
- Денег он много зарабатывал?
- Тогда, в советские времена, оклады были небольшие: 300-350 рублей. Пенсия у мужа была 274 рубля, у меня 132.
- Металлурги на свои зарплаты что могли позволить себе купить?
- Да все у нас было. Мебель покупали, холодильники. Правда, тогда практически все было в дефиците. Но о металлургах всегда заботился директор «Запорожстали» Виталий Антонович Сацкий. Благодаря ему на завод завозились импортные товары. В 80-е мы приобрели японский холодильник. До сих пор работает. Каждый раз вспоминаем Виталия Антоновича.
- Еще тогда Сацкого на заводе любили и уважали?
- Его любят и уважают до сих пор! Виталий Антонович Сацкий во все годы своего директорства всегда проявляет колоссальное внимание к людям труда. Особенно к ветеранам. Это благодаря ему установлены доплаты к пенсиям, денежные премии к праздникам, бесплатные путевки в пансионат «Металлург» на Азовском море.
Благодаря Виталию Антоновичу Сацкому (мой муж уже был на пенсии) улучшили мы свои жилищные условия. Семья разрослась, а ютились впятером в двухкомнатной квартире. Муж пошел на прием к Виталию Антоновичу – вскоре мы получили однокомнатную квартиру, а двухкомнатную оставили детям.
- Светлана Анатольевна! Так и продолжение династии будет?
- Уже есть. Внук наш Олег Кобзарь три года работает электриком в том же мартеновском цехе – на шихтовом дворе, где когда-то работал его дед. Кстати, дед сам отвел Олега в цех. А начальник мартеновского Константин Константинович Онода сказал: «Владимир Григорьевич! Вы проработали здесь много лет. Всегда были на хорошем счету. И кого же мне взять теперь на смену, как не вашего внука!»
Дмитрий ШИЛИН
Комментарии:
нет комментариев