В понедельник, 1 февраля, два часа на вопросы посетителей форума «Делового» отвечал Константин Баханов, заведующий кафедрой всемирной истории, правоведения и методики обучения истории социально-гуманитарного факультета БГПУ, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе БГПУ.
Об актуальном
— Ваше отношение к национальной политике действующего Президента Виктора Ющенко.
— Отношение неоднозначное. С одной стороны, действующий Президент Украины выступает как глава независимого государства и заботится о том, чтобы исторические корни государственности были укреплены. Отсюда и положительное отношение к общему вектору его деятельности, направленному на увековечение памяти о ключевых событиях украинской истории. С другой стороны, поспешность, с которой это делается, и излишняя настойчивость Президента иногда входят в противоречие с неподготовленностью общественного сознания. Это не может вызвать положительной оценки.
— Как Вы считаете, Степан Бандера действительно заслуживает Героя Украины или это очередные исторические спекуляции?
— Как и предыдущий, вопрос неоднозначный. Поскольку само слово «герой» означает, что это человек, совершивший акт самопожертвования во имя общего блага. Если общим благом считать достижение Украиной независимости, то и цель, к которой он стремился, и факты его биографии дают основания считать его таковым. Другое дело, когда речь заходит о средствах достижения цели... Подобному решению Президента должна была бы предшествовать аргументированная оценка, сделанная историками, как это было сделано по отношению к роли УПА. Сделанная несколько лет назад историческая экспертиза, аргументировано свидетельствует о том, что УПА являлась одной из воюющих сторон со своими целями и задачами во Второй мировой войне. Поэтому, ветераны УПА могут считаться ветеранами Второй мировой войны.
О политике
— Что для Вас, как для стороннего наблюдателя, было самым неожиданным в президентской предвыборной кампании этого года?
— Во-первых, спокойствие, отсутствие ажиотажа. Во-вторых, результат третьего кандидата. В-третьих, отказ одного из главных претендентов от публичных дебатов.
— По Вашему мнению, Ющенко еще имеет шанс вернуться в большую политику?
— Смотря что подразумевать под «большой политикой». Если претендовать на пост Президента, то после оказанного ему в 2004 году доверия народа и провального результата на выборах в 2010-м, то вряд ли. Если подразумевать возможность влияния на политическую жизнь, через фракцию в Верховной Раде, общественные фонды, международные связи, то это вполне возможно.
— Кого лично Вы видите Президентом Украины (не обязательно из тех, кто выдвигался)?
— К сожалению, ответ на этот вопрос сложно персонифицировать, назвав конкретную фамилию. Можно говорить об определенных качествах, которые я хотел бы видеть в Президенте Украины: безупречная нравственная чистота, четкая позиция в отношении поддержки национальных интересов, выражение интересов всей Украины, а не конкретных регионов, стремление к европейской интеграции, умение идти на компромиссы и сплачивать общество. Поэтому, в первом туре, мне импонировал Гриценко.
— «Каждый народ заслуживает такой власти, которой заслуживает». Как Вам в этом ракурсе нынешняя городская власть и руководимые ею бердянцы?
— Местная власть — именно в этом ракурсе :)
— Как Вы считаете, имеет ли моральное право учитель, врач, госслужащий и т. п. состоять в политической партии и заниматься партийной работой на работе и дома?
— Во внерабочее время — да, на работе — нет.
— А разве может человек быть наполовину партийный? Если партийный, то партийный…
— Когда мы говорим о партийной деятельности, мы подразумеваем реализацию идей и программ конкретной партии. И когда человек, используя служебное положение, навязывает эти идеи своим сослуживцам, это, по моему мнению, незаконно. Другое дело, когда человек является членом определенной партии и своими поступками и делами вызывает уважение и симпатию, как человек, то тем самым он вызывает уважение к партии.
— По-моему есть профессии, где партийность должна быть абсолютно исключена (врачи и учителя), как Вы считаете?
— Право каждого гражданина — участвовать в деятельности общественно-политических организаций, если это не запрещено ему законом. Это такое же его право, как и право на профессию. Нельзя защищать одно право и запрещать другое.
О деле
— Вы помните свой первый выход в роли преподавателя? Где, когда это было и (если помните) о чем шла речь?
— Еще когда я учился в 11-й школе, в 9-10 классе я был активистом общества «СССР — Франция». Мне приходилось выступать перед учениками с рассказами о различных сюжетах французской истории и истории города-побратима Бердянска — Ля Сейн-сюр-Мэра. Позже, учась на 5-м курсе университета, я проходил практику в этой же 11-й школе и я начал преподавать в огромной параллели из восьми четвертых классов, начиная с самого первого урока. Поэтому речь шла о том, что такое история, где мы с ней сталкиваемся в своей жизни.
— Вас знают в педе как достаточно грамотного и образованного человека. Как Вы попали на должность проректора — это Ваша заслуга или звезды так сложились?
— Наверное, и то, и другое. С одной стороны, перед назначением на должность проректора, мне пришлось поработать четыре года на должности декана социально-гуманитарного факультета и добиться достаточно высокого уровня организационной и учебной работы. О чем свидетельствовал конкурс на специальность, отзывы о студентах ведущих специалистов Украины, читавших лекции на факультете. С другой стороны, неизвестно, стал бы я деканом и проректором, если бы университет возглавлял другой ректор, который по-иному отнесся бы к моим потенциальным возможностям.
— Что нужно сделать для того, чтобы в украинских вузах студенты не давали, а преподаватели не вымогали взятки?
— Эта проблема требует системного решения: начиная от правил приема и заработной платы преподавателей и заканчивая системой оценки работы вуза. Одними призывами и увещеваниями эта проблема неразрешима. Кроме того, каждый вуз находится в конкретной стране, с конкретным уровнем коррупции. Это порождает определенную логику. Если люди знают, что разнообразные проблемы решаются взятками в стране, они думают, отчего бы не решить их и в конкретном вузе? То есть, чем ниже будет уровень коррупции в стране в целом, тем ниже он будет в вузах.
— Не было желания у Вас лично или совместно с коллегами написать правдивую историю Бердянска, а не мифологизированную многолетним советским прошлым?
— Я всем сердцем ощущаю необходимость этого. Но ввиду того, что я отошел от истории, как науки, и занимаюсь историей, как предметом преподавания, я сейчас оторван от архивов. А серьезные исследования требуют именно такой работы. Иначе она не будет принята в обществе. Поэтому я рассматриваю это, как задачу для коллектива, который еще предстоит создать. И не в самое ближайшее время...
О студентах
— Скажите, в университете есть независимое студенчество или ректорат и деканат могут уничтожить любую инициативу в борьбе студентов за свои права?
— Откровенно говоря, я не вижу «зависимого» студенчества. Выборы в студенческий совет университета проходят абсолютно открыто, без вмешательства деканатов и ректората. Студенты сами выбирают своих лидеров. Вот, правда, инициатива лидеров часто сводится к организации увеселительных мероприятий и тренингов. Я не помню за последнее время каких-либо конфликтов между руководством университета и студентами. Мы рады поддержать студенческие инициативы и, пользуясь случаем, призываю студентов активно их проявлять.
— Как Вы относитесь к студентам, которые имеют отличное от Вашего мнение? Допускаете ли «вольнодумство»?
— Я считаю наличие собственного мнения обязательным условием для каждого нормального студента. Если студент, изучая предмет, не имеет собственного мнения, значит, он его не глубоко знает. Другой вопрос, насколько оно аргументировано. И если его аргументы не имеют научной базы или не выстроены в определенную логику, я пытаюсь познакомить студента с другими аргументами и другими логическими построениями. Он их принимает или нет, покажет только время. Главное, чтобы он был с ними знаком.
— Как Вы оцениваете современное студенчество, его стремление к знаниям? Оно выше или ниже, чем во времена вашего студенчества?
— Оно разное. Если в наше время мы представляли собой более-менее однородную массу с четко выраженной мотивацией, то теперь спектр мотивов для получения высшего образования намного шире. Поэтому и подходы к его получению разные. Меня радует, что современные студенты более открытые, более самостоятельны в суждениях, более технически подготовлены. Но, вместе с тем, у современных студентов отсутствует системное видение, часто встречается эклектичность, а иногда не хватает волевых усилий.
О личном
— Наложила ли профессия на Вас свой отпечаток? Отличается ли историк от людей других профессий в повседневной жизни?
— Наверное, отличается. История заставляет относиться ко всему с разумным скепсисом, учитывать влияние на происходящие события различных сил, не доверять с первого взгляда печатному слову, искать причины существующего положения вещей и прогнозировать развитие ситуации, исходя из имеющихся исторических аналогий.
— Константин Алексеевич, если бы машина времени забросила Вас в другое историческое время, то в каком из периодов истории Вы чувствовали бы себя наиболее комфортно?
— Скорее всего, в эпоху Просвещения, в которую, как никогда, ценились интеллектуальные способности. И философы по духу могли реально влиять не только на культуру и образование, но и на политику.
— Скажите, у Вас есть амбиции на ректорскую должность?
-Каждый человек, должен заниматься тем делом, где он может принести максимальную пользу. Я свою максимальную пользу вижу в плоскости научной работы, помощи молодым ученым и делаю это с удовольствием.
— Скажите, Вы считаете себя членом команды Крыжко? Подставили бы Вы ему свое плечо, выступив в его поддержку, если б знали, что это может повлиять на Вашу карьеру?
— Да, я считаю себя членом команды Крыжко и готов «подставить плечо...» .
Благодарю за поставленные вопросы, за интерес, проявленный к Бердянскому педагогическому университету и ко мне, как его представителю. Желаю всем успехов, добра и благополучия!
Сергей БЕЛОУСОВ

























Комментарии:
нет комментариев