Назар Филатов — один из первопроходцев бердянского бизнеса, один из первых людей в городе, рискнувший заняться «похоронным» бизнесом, человек, сумевший серьезно поставить свое дело, заработать авторитет и уважение. О том, как всё начиналось, и о многом другом Назар Викторович рассказывает читателям «Делового».
— Назар Викторович, чем Вы занимались до того, как открыли «Надежду вечной жизни»?
— Я работал главным энергетиком на «Южгидромаше», потом на малом предприятии, учредителем которого был завод. Бурили скважины своей бурильной машиной, вязали носки, около 30 000 пар в месяц. Работали до тех пор, пока рынок не наполнился импортным сырьем. Турецкие носки уступали нашим в качестве, но были ощутимо дешевле. Потом нам не заплатили деньги за две пробуренные скважины…
— А что это были за скважины?
— Скважины, из которых добывают воду. Мы работали в тесном сотрудничестве с бердянской геолого-разведочной партией. Бурили скважины на Макортах, на Луначарском месторождении.
— И как возникла идея заняться ритуальным бизнесом?
— Это идея моей жены Алисы. У нее был опыт проведения обрядов. При помощи отца Николая, настоятеля храма в Нововасильевке мы обучались в Луцке и Седлице (Польша). У отца Николая в Луцке живет мама, а родственник работал директором облкоммунхоза. В Седлице хозяин ритуальной фирмы познакомил нас с европейским уровнем оказания ритуальных услуг. Вызвало у нас восхищение уважительное отношение к усопшим и к религиозным обрядам погребения. Должен сказать, что у меня и у моих ближайших сотрудников работа в ритуальном деле не является закономерным шагом. У всех есть хорошая специальность, навыки. Обстоятельства вынудили изменить род деятельности. Кстати, основной костяк нашей фирмы – это работники завода «Южгидромаш». Моим партнером все эти годы является Сергей Иванович Огурцов. Мы с ним бок о бок работали на заводе много лет.
— У вас сразу все пошло гладко, или были просчеты, ошибки?
— В самом начале, в псевдоромантический период в бизнесе, мы делали очень много ошибок и несли ощутимые потери. Ритуальное дело мы начали очень осмотрительно. Оказало влияние увиденное в Польше и услышанное от родителей. Вообще-то, во многих странах и в Украине раньше обряд погребения выполняла церковь. Выполняла достойно. Иначе и не может быть, так как подавляющую часть в похоронном обряде занимает духовная составляющая. Я уверен, что в будущем решающая роль в похоронном деле перейдет к церкви. Мы уже 12 лет занимаемся ритуальным делом. В начале своей деятельности и сейчас опираемся на обряды нашего народа, история которого уходит в глубь веков. Следуем советам Церкви. Прошли обучение в Мариуполе на курсах и в Московском университете сервиса. Были участниками создания Всеукраинской ассоциации работников похоронных организаций. Являемся участниками всех выставок и семинаров в Украине. Получили три золотые медали на выставках во Франции, Белоруссии, Польше, России.
— Ваш бизнес несколько специфический: Вы постоянно сталкиваетесь со смертью, человеческим горем, и это, наверное, оказывает какое-то особое влияние на Вас и людей, которые с Вами работают?
— Да, наверное, ведь приходится иметь дело с людьми в один из самых тяжелых и важных периодов их жизни. Конечно, вера в Бога, в загробную жизнь помогает ослабить влияние на психику персонала фирмы. Контакт с покойным, посещение морга, кладбища — это явления, к которым трудно привыкнуть. Поначалу наши сотрудники от вида гроба сознание теряли.
— Говорят, что люди, занимающиеся похоронным бизнесом, со временем становятся циничными, когда речь заходит о покойниках и похоронах, у них, будто бы даже какой-то свой профессиональный юмор есть. К Вам это не относится?
— Когда мы с коллегами бываем на семинарах, выставках, то можно услышать шутки на эту тему. Этого я не воспринимаю. Думаю, есть периоды в жизни человека и общества, когда нет места юмору.
— А, может быть, зря, ведь юмор помогает отвлечься от скорбной темы, или у Вас есть какие-то свои способы защиты?
— На фоне уважительного, даже почтительного отношения к обычаям предков и конкретно к усопшему, которого хороним, и к его родственникам, можно спокойно и тщательно выполнять свою работу. Это и есть психологическая защита.
— Сказался ли всеобщий кризис на Вашем бизнесе?
— Конечно. Мы связаны с людьми тесно. Очень хотелось бы, чтобы родной город кризис не сокрушил. У нас около семи тысяч промышленных рабочих, над которыми нависает угроза увольнения. Остальные бердянцы занимаются собственным делом, т.е. полагаются на себя. Дождемся лета. Хотелось бы надеяться, что в Бердянск приедут отдыхать в следующий сезон больше народу, так как за валюту отдыхать за рубежом будет накладно.
— Есть информация, что Вы интересуетесь историей нашего города и края, это так?
— Мои предки заселяли Бердянск. Я горжусь этим. Прадедушка с Дона, прабабушка с Кубани. Горжусь, что мужчины моего рода участвовали во всех войнах, которые вела наша страна. Но в авантюрах и преступлениях советской власти не участвовали. Дома висят фотографии и награды моих близких. Хочу, чтобы и дети с внуками помнили, кто они есть, что у них есть, и какое достояние им нужно защищать. Мне повезло, что я встретил такого интересного человека, как Валерий Павлович Кравченко. Оказалось, что мы окончили подобные факультеты в одно и то же время. Работали в разных уголках СССР, потом вернулись на родину. Уровень осмысления исторических событий многовековой давности у него совершенно оригинальный. У него есть объяснения мотивов похода персидского царя Дария в скифские степи, и тайны возникновения амазонок. Валерий Павлович открывает нам интереснейшие страницы древней истории Приазовья. Осознавая многовековую историю нашей родины, ясно представляешь себе ситуацию, в которой живешь сейчас, и в которой будут жить твои потомки. Появляется возможность распознать врагов и друзей своего народа, правильно расставить жизненные приоритеты, в том числе и на выборах. И тем самым реально строить будущее родного города и родного государства.
Ирина АННИНСКАЯ
Досье «Делового» //
Назар Викторович Филатов родился 28 сентября 1940 года в Бердянске, окончил СШ №10, Бердянский машиностроительный техникум, физико-технический факультет Томского политехнического института. Работал главным энергетиком завода «Южгидромаш». С 1996 года возглавляет фирму ритуальных услуг «Надежда вечной жизни».
Комментарии:
нет комментариев