
Право на защиту имеют все – от мелких воришек до насильников и убийц. Но как их защитить, когда весь мир готов утопить их в море слез от горя, которое они причинили своими тяжкими злодеяниями? В этом и заключается профессиональный «крест» адвоката (от лат. advocatus – юридический консультант) – выводить преступника из лабиринта прокурорских и общественных обвинений. Не его адвокатское дело судить о человеке, его дело – дать ему право на свободу и нормальную жизнь. Хороший адвокат добивается его для своего подзащитного любой ценой.
Сегодня ПОЗИЦИЯ в гостях у запорожского адвоката Сергея ДМИТРАШКО. Его профессиональное кредо – стоять на страже интересов своего клиента.
– Суд у нас борется с преступностью, люди в мантиях вместе с прокуратурой и следствием выполняют очень важную государственную функцию – защищают общество от преступности. Соответственно, адвокаты выгораживают преступников?
– Нет, конечно. Адвокат это, прежде всего, правозащитник. Его волнуют интересы не преступника, а человека, который обратился за помощью защитить, а не выгородить. И адвокат делает все возможное, чтобы в суде с его клиента сняли все обвинения.
– Можно ли в сегодняшней жизни обойтись без адвоката?
– Без адвоката, конечно, можно обойтись, но без него очень непросто. Если это касается уголовного судопроизводства, то там все настолько запутано, что все-таки проще обратиться к помощи профессионального защитника и, однозначно, узкого специалиста. Сегодня, кстати, предусмотрены государственные адвокаты, предоставляющие бесплатную правовую помощь. Может, не такую результативную, как приватно практикующие, но в меру своей компетенции они окажут квалифицированную поддержку.
Касательно гражданского судопроизводства, то в нем все упростилось. Уже можно самостоятельно представлять свои интересы. В то же самое время, в отсутствие компетенции, практически невозможно подсчитать госпошлину по гражданским делам. Здесь только к адвокату – он как никто лучше предоставит правовую помощь. Адвокат незаменим также для гражданина, задержанного милицией, оказавшегося в прокуратуре, суде.
В нашем обществе выгоднее иметь семейного адвоката, которые защитят от упомянутых неприятностей и к тому же оформят любые сделки, завещания, куплю-продажу.
– Основатель советского государства Ленин провозгласил, что «закон – мера политическая». То есть суд должен был проводить политику, согласованную с властью. Получается, советский адвокат был номинальной, ничего не значащей должностью?
– Советскому адвокату было непросто работать, так как была система, против которой он не мог пойти. Не было разделения процессуальных функций обвинения, защиты и решения дела. Существовала норма отказа прокурора от обвинения. И это не связывало суд, в отсутствие прокурора судья мог вынести обвинительный приговор.
– Потом развалилась советская система и пришли «девяностые».
Тогда адвокатура стала настолько востребованной, что покрылась ореолом романтичности и была воспета в телесериалах. Хотя ничего общего с киношными сюжетами реальные будни адвоката не имеют.
– А телесериал «Супруги»?
– Там где муж – оперативник, а жена – адвокат? Подобный профессиональный тандем вообще недопустим. Вернемся в девяностые годы, образно, конечно (улыбается). У адвокатов тогда появилось больше возможностей действовать и по договоренности, и путем подкупа правоохранителей и даже судей, прокуроров. Поэтому дела даже отпетых «урок» становились выигрышными. Адвокатов общественность тогда справедливо упрекала в том, что некоторые из них заносили деньги в суды. Однако пока там брали – до тех пор туда и носили.
– Каким образом сегодня выстраиваются отношения «судья – адвокат»?
– Адвокат – это помощник судьи. Он помогает суду, основываясь на законах, принять справедливое решение, но действует, прежде всего, в целях защиты своего клиента.
Сегодня работают уже сформированные нормы украинского законодательства, и нынешняя задача адвоката – помочь человеку узнать о своих правах и ими воспользоваться. У нас как часто бывает: из телефильмов обыватель случайно выясняет, что он может не свидетельствовать против себя и своих близких, а также другие законодательно прописанные истины.
А ведь статья 63 Конституции гласит, что лицо не несет ответственности за отказ давать показания или пояснения относительно себя, членов их семей или близких родственников, круг которых определяется законом.
Все что стало известно вам, вы можете не сообщать, так как в дальнейшем досудебном ходе следствия это может повредить вам и вашей семье.
У нас, к сожалению, задержанному не зачитывают его прав, как это традиционно показывают в американских фильмах. Необоснованно «берут» под какое-то убийство. В момент задержания человек не отдает отчет в своих действиях и не знает, как себя вести. Может наговорить лишнего, даже позволит выбить из себя «нужные» правоохранителям показания. Во всяком случае, лишь присутствие адвоката лишит милицию возможности проводить противоправные действия.
– Предположим, меня остановили на улице, например, ППСники. В чем-то обвиняют, требуют предъявить или документ, или мобильник, который, по их мнению, у меня обязательно краденый. Работает ли в сегодняшних реалиях мое право на звонок адвокату?
– Да. Мои клиенты постоянно носят с собой договор на адвокатские услуги. Случается, их останавливают, по карманам хлопают, что-то извлекают. И если на глаза то ли милиционерам, то ли гаишникам попадает официально составленный договор, то он останавливает от дальнейшего произвола. Любое лицо в форме правоохранителя, видя такую бумагу, понимает, что ее обладатель уже осведомлен о своих правах, поэтому начинает вести себя в должностных рамках, без превышений полномочий.
– Визитки адвоката недостаточно?
– Конечно, недостаточно. Договор с адвокатом, как правило, действует год, и он в течение указанного периода всегда придет к вам на помощь.
– Сколько стоит заключить такой договор?
– Зачастую даже бесплатно. Но если приходится включаться в следственные действия, то начинает работать система оплаты за адвокатские услуги.
– От чего зависит выигрыш дела: от опыта или настойчивости?
– Во-первых, чем опытней адвокат, тем выигрышней результат его работы, далее, как вы отметили – адвокатская настойчивость. Добиться успеха можно только полностью пройдя путь законотворческой бюрократии. Существуют апелляционный суд, кассационный. Там разберутся. Ознакомятся с делом, вникнут, и справедливость восторжествует. Решение очень часто принимается в пользу закона.
У судей большой объем материалов, и нередко они даже не успевает прочитать дело, не то что вникнуть в суть. А если уж дойдут до конца, то с большой долей уверенности можно рассчитывать на успех. Так что успех адвоката – это понятие больше философское. И что еще немаловажно – с клиентом следует быть честным, объяснить, что могу, а чего – нет.
– Для того чтобы стать хорошим адвокатом, не помешает ли опыт работы в правоохранительных органах?
– Возможно, если только адвокат намерен специализироваться на уголовных делах. А для гражданских – вряд ли. Общеизвестно, что много судей приходят из прокуратуры и следствия. Наверное, поэтому судью достаточно сложно переубедить, потому что он изначально – обвинитель. Так что адвокату важнее быть безупречным знатоком законодательства и обладать даром убеждения.
– Дороги ли услуги адвоката?
– В нашем регионе максимально один час работы адвоката достигает примерно чуть более 400 грн. И когда обратившийся за помощью клиент лихорадочно подсчитывает в уме, сколько ему придется выложить за день работы адвоката, он с горечью отказывается. Потому что не знает, что любое следственное действие ограничивается 3–4 часами. И, возможно, присутствие адвоката на предварительном следствии – единственная и необходимая возможность не позволить превратить себя или близкого из подозреваемого в обвиняемого.
– Побаиваются ли правоохранители опытных адвокатов?
– В Запорожье единицы опытных профессионалов, но и их не опасаются, поскольку в милиции постоянная текучесть кадров. Поэтому узнать, или как вы заметили, убояться, хорошего адвоката как следует не могут.
Примером для молодых служит адвокат старой закалки – Георгий Елисеевич Гришин. Когда он знакомился с материалами дела, то находил нестыковки, и из дела сразу уходили целые эпизоды. Следователи таких адвокатов, не то что боятся, а скорее, уважают. Сейчас таких людей немного. Их возраст примерно 70 лет, и это легендарные личности.
Наталья НЕСТЕРЕНКО

























Название издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета "
Комментарии:
нет комментариев